Перед принятием решения о реализации проекта с многомиллиардными инвестициями необходима глубокая оценка рынка, которая и станет основой технического задания (ТЗ) для технико-экономического обоснования (ТЭО), из которого, в свою очередь, формируется график инвестиционных вложений, а затем предлагается бизнес-план (БП) проекта для обсуждения в СМИ, хотя именно этап обсуждения у нас часто начинается только ad hoc, когда надо выяснять, кто виноват.
В случае с хасанским курортом если и есть такой бизнес-план, то знает о нем весьма ограниченное количество людей, поскольку тезисы выступающих на ВЭФ по перспективам превращения Хасанского округа во всесезонный туристический рай содержательны и весьма интересны, но все же никак не тянут даже на ТЭО. А ведь важнейший раздел БП – это оценка рынка: у кого мы переманим необходимое число туристов?
Порассуждаем относительно оценки рынка самостоятельно. Весь туристический поток в сторону Хасанского округа разбивается на несколько неоднородных групп: жители Владивостока и Приморья, жители других регионов Дальнего Востока (до Иркутска), жители Сибири и западных регионов России, а также иностранцы.
В своем вступительном слове губернатор Приморского края Олег Кожемяко совершенно справедливо отметил, что туризм уже сегодня приносит нашему краю 6,7% от совокупного валового регионального продукта (ВРП). Не вызывает сомнения также и тезис о перспективах выхода туристической отрасли Приморья на совершенно новый уровень. Понятно и то, что для решения глобальных задач отрасли потребуются солидный и даже беспрецедентный объем инвестиций. Осталось провести огромный объем черновой работы для вычерчивания «дорожной карты» перехода от 6,75% ВРП до уровня порядка 15% (?), или имеется ввиду какой-то иной целевой уровень развития туризма в Приморском крае? Напомню, что в Таиланде до эпидемии ковида вклад туризма в ВВП составлял 6,4%, а вместе с доходами от смежных отраслей эта доля возрастает до 14,1%. Догоним и перегоним?
Так или иначе, все говорят о солидных инвестициях федерального центра в развитие морского туризма Приморья как о вопросе решенном. Сообщается, что правительство Приморья выделило некоему инвестору порядка 150 га территории на побережье Японского моря. 20% этого участка пойдет под застройку гостиницами, санаториями, апарт-отелями, семейными и спа-отелями с общим фондом в 3800 номеров. Также здесь появятся многочисленные развлекательные центры, открытые бассейны и крытые водные комплексы, и даже рыбный рынок. Это позволит принимать туристов круглый год. Кроме того, 2 км песчаного пляжа оснастят всем, что нужно для отдыха летом, в том числе легкими пирсами для водно-моторной и парусной техники.
Звучит вдохновляюще, однако у нас не Таиланд, и купальный сезон примерно длится не дольше трех месяцев. В таком случае, следует задаться вопросом: а что именно мы понимаем под морским туризмом в Хасанском округе? Ведь пляжный отдых там устроен так, что большинство баз отдыха в осенне-зимнем сезоне встают на полную консервацию до самого лета, а частичная консервация позволяет снизить убытки до такого уровня, чтобы в целом по году едва-едва перешагнуть точку безубыточности. Приятным исключением стало «Теплое море» в Славянке за счет крытого теплого бассейна, а вот имеющиеся открытые бассейны в Южном Приморье зимой простаивают.
Обратите внимание, что дальнейшего развития проект «Теплое море» не получил, поскольку там наполняемость в зимний сезон обеспечивалась в основном за счет жителей Приморья, а иностранцев на Хасан зимой затащить ой как непросто. Даже в летний период заманить к нам богатых иностранцев будет непросто, у нас ведь даже иностранным яхтсменам очень сложно оформить разрешения на плавание в нашей акватории. Если же говорить о строительстве пирсов для современных катеров и яхт, то этого недостаточно, ведь потребуется возведение марины, иначе можно будет использовать только совсем маломерные суда и убирать их краном на берег вместе с первыми осенними штормами. Людей влечет дикая природная красота края, редкие краснокнижные животные, обитающие здесь, даже сама культурно-историческая составляющая Приморья является интересным фактором заинтересованности гостей, но это не совсем про морской туризм.
Итак, для круглогодичного заполнения 3500 номеров хотелось бы привлечь к нам все виды турпотоков: местные жители, гости из других регионов, а также иностранцы. Причем в условиях территориальной удаленности Приморья заманить туристов из других российских регионов, даже из относительно «близкой» Сибири, уже не так просто, а что же говорить об избалованных иностранцах?
Да, китайцев у нас много, но надо понимать, что основная часть туристов из Поднебесной – это путешественники в Москву и Петербург проездом через Владивосток, а нам необходим свой клиент с конечной целью отдыха в Хасанском округе. При этом на секциях ВЭФ высказывалось мнение о возможности настолько же успешного продвижения бренда Хасан, как Алтай или Крым. В нашем случае напрашивается развитие «биполярного бренда», так как в летнее время мы можем развивать туристическую инфраструктуру морского туризма, а в «мертвый сезон» нам придется научиться использовать те же самые основные фонды для конкуренции с брендом Алтая, хотя бы в отдаленной перспективе.
Отдельный вопрос – это наши дороги. В Хасанском округе трасса выглядела прилично несколько лет после саммита АТЭС-2012, потом был еще один значимый ремонт во времена открытия тоннеля на «Земле Леопарда», но сегодня я лучше поеду на выходные в любую рекреационную точку под Владивостоком, нежели на Хасан. Таким образом, дороги должны быть в идеальном состоянии или близком этому, хотя бы на срок окупаемости проекта, иначе путешествие туристов от аэропорта до места назначения может превратиться в своеобразный квест. За счет краевого бюджета? Или инвестиционный проект будет предусматривать строительство автомобильной трассы по новым неубиваемым технологиям на основе бетонной «подушки»? Скоро узнаем. Если мы заговорили о транспорте, то невозможно не упомянуть о необходимости более регулярного морского сообщения с Хасанским районом. Это могут быть «Кометы» на подводных крыльях, но многие предпочли бы более дешевые ПСК или их модернизированные аналоги, а также вместительные паромы для комфортного путешествия на авто, но это уже другая, хоть и комплиментарная тема.
Должен признаться, что в предлагаемом тексте я намеренно напустил побольше скептицизма, дабы вызвать какую-то дискуссию на означенную тему. Однако полезно было бы выстраивать аргументы такой дискуссии на основе опубликованного ТЭО.