«Зеленый угол» умирает, и продавцы задумались о смене локации. Таким местом может стать авторынок, который планирует построить ООО «Сургут Сервис», арендующее земельный участок в Надеждинском районе. Но, возможно, «перекупы» переедут и в обещанный им «Оранжевый угол», который уже два года обещает построить подконтрольная бывшему мэру Владивостока Виталию Веркеенко компания «ТРК «Приморское кольцо».
«Сейчас идет обсуждение проекта «Оранжевый угол» и его формата с властями, а также будущей корректировки документальной базы и планов», – заявил Сергей Веркеенко (не путать с Виталием), генеральный директор ТРК «Приморское кольцо».
По его словам, автобизнес и автомотоспорт имеют значительную синергию. Проект такого кластера позволит сохранить рабочие места тысяч людей, задействованных в автобизнесе, и создать новые возможности для автодилеров, транспортных компаний, таможенных брокеров, в автокредитовании, автостраховании и т. д. Впрочем, конкретные детали проекта пока широко не афишируются.
ООО «ТРК «Приморское кольцо» принадлежит ООО «Технохолдинг Сумотори», последнее, в свою очередь, на 65,9% контролирует Виталий Веркеенко. Еще 20% технохолдинга находится у Ли Янь, генерального директора ООО «Производственная компания «Юбо-Сумотори», завода по производству и дистрибуции грузовиков китайского бренда FAW. Остальной долей в 9,6% владеет ПАО «ГК «Сумотори», которое также имеет отношение к бывшему мэру Владивостока.
Напомним, Виталий Веркеенко еще в 2020 г. уехал в Японию организовывать спецпроект ООО «ТХ Сумотори». С тех пор там и проживает, иногда выходя на связь с неоднозначными проектами. Одним из них и является создание «Оранжевого угла» на территории «Приморского кольца». Свое предложение Веркеенко озвучил, в частности, в 2022 г. Обосновывал он это якобы открытием представительства «Сумотори» в Японии.
На прошлой неделе сообщалось, что новая торговая автоплощадка для продавцов «Зеленого угла» от «Сургут Сервиса» может появиться и у самой развязки трассы Де-Фриз – Новый – Седанка – Патрокл. По информации арендатора, «зеленщики» в поисках альтернативы сами вышли на компанию. Представитель «Сургут Сервиса» Иванна Синенко пояснила, что в ходе стихийного собрания руководство приняло решение переформатировать территорию под авторынок.
Как известно, проблемы у «Зеленого угла» начались после того, как Музею-заповеднику истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева был передан участок, на котором располагается Саперный редут № 4 Владивостокской крепости – данную территорию давно осваивали продавцы авторынка. И в связи с «культурным» процессом прокуратура Владивостока в конце прошлого года начала освобождать земельный участок от пробежных «японок».
Уже в этом году процесс продолжился, но в этот раз «перекупов» попросили освободить близлежащие к редуту земли Минобороны. От такого удара, который, ко всему прочему, был нанесен вслед за повышением утильсбора и все новыми санкциями со стороны Японии и Южной Кореи, «Зеленый угол» не оправится.
Надеждинский район или пригород Артема? Куда двинуться «зеленщикам»? Этот вопрос «К» задал экспертам.
Надеждинский район
«Неизвестно, в каком состоянии площадка в Надеждинском районе. Планируется ли там автомобильная инфраструктура? Ведь на «Зеленом углу» покупатель получал сервис в комплексе – от покупки авто до возможности его обслуживания», – сомневается Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар».
Его партнер по бизнесу Максим Башков добавляет: «Людей, которые приезжают за машиной, интересуют и сопутствующие товары – резина, оклейка автомобиля и так далее. На «Зеленом углу» все это было, инфраструктура наращивалась годами. А что будет в новой локации?»
На взгляд Максима Башкова, вообще перспектива развития новой площадки спорная: «Подобный формат уже пытались создать на старом аэродроме, но не получилось. Совершенно не факт, что «зеленщики», избалованные близостью «места работы», загорятся желанием ездить в такую даль. Пока я вижу, что продавцы начинают перебираться на участок, который выше «зеленки» на 500 м. Могу предположить, что эта локация более привлекательна, нежели пригород. Хотя, если со временем на новом рынке разовьется инфраструктура, возможно, предпочтения поменяются», – поясняет предприниматель.
Денис Малых, автоперегонщик, в свою очередь, полагает, что переезд «Зеленого угла» в новую точку – решение верное: «Если, конечно, место торговли будет грамотно организовано – с магазинами сопутствующих товаров, услугами по автосервису, местами отдыха типа кафе и так далее».
«Поразительно, но факт: разогнали легендарное место российской праворульной торговли! Никогда бы не подумал, что буду свидетелем такого исторического события. Однако теперь уже поздно удивляться, необходимо рассматривать новую, альтернативную локацию через призму плюсов и минусов», – комментирует Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».
Тем более что, по словам экспертов, позитивных и негативных моментов предостаточно. Например, все респонденты сходятся во мнении, что для покупателей, которые приезжают за машиной из других регионов, пригородная площадка более удобна.
«Зеленый угол», с точки зрения торговли автомобилями, был не очень комфортным. Город – это пробки, существенные затраты по времени, связанные с транспортировкой авто до рынка и с его показами. В этой связи пригород удобнее», – поясняет Максим Башков.
Но в то же время для определенных покупателей условия усложнятся. «Любителям поездов предстоит проделывать длинный путь за город», – считает Дмитрий Клатаевский.
«Оранжевый угол»
Сергей Веркеенко полагает, что такое легендарное место, как «Зеленый угол», не должно возрождаться как «придорожный авторынок». «Требуется мощная инфраструктура – открытые асфальтированные и крытые площадки, офисы, рестораны, гостиницы, отделения банков, страховых компаний, СВХ и грамотное объединение всех сторон», – сказал генеральный директор ТРК «Приморское кольцо».
Однако все претензии к будущей площадке в Надеждинском районе опрошенные «К» эксперты переадресовали и создателям «Оранжевого угла». Главное – как бы ни сложилась судьба двух площадок, ключевым моментом становится формат торговли машинами.
Дмитрий Клатаевский: «Мы видим серьезный перекос спроса в сторону автомобилей под заказ. Алгоритм действий для покупателя упрощается, уже не обязательно тратить время и лично приезжать на рынок, где продается ограниченное количество моделей. Более широкий ассортимент доступен в Интернете. Можно заказать машину не выходя из дома. И, возможно, в ближайшем будущем мы увидим какой-нибудь виртуальный формат авторынка «Зеленый угол».
Автодилер Павел Дягелев (фамилия изменена по просьбе автора) считает, что вести речь о «живых» площадках в условиях полной трансформации рынка вообще нет никакого смысла: «Какая разница, где будет расположен рынок, если там некому торговать? Новый утильсбор практически уничтожил так называемых перекупов, и сама по себе продажа с рынка стала неактуальна – объема торговли нет. Основные игроки рынка – это те компании, которые привозят машины на заказ, под конкретного покупателя, будь то «физик» или юрлицо, а им офлайн-рынки априори не нужны».