Растущие издержки не позволяют «АвтоВАЗу» снижать цены. Придется дождаться момента, когда утильсбор создаст китайцам невыносимые условия, заявил глава российского автопроизводителя Максим Соколов.
«Утильсбор пока не работает, китайский автопром завез около 500 тыс. авто, и они пока давят на наш рынок, – заявил Соколов. – Когда их разберут, будем биться в открытую – с учетом тех барьеров, которые обоснованно поставлены таможенно-тарифной политикой и утильсбора. И тогда мы переключим конвейеры на другую скорость».
Президент «АвтоВАЗа» сказал, что завод уже выполнил годовой план производства – 500 тыс. машин и подтвердил полумиллионный план на 2025-й. Но производство и продажи – «две большие разницы». Если производство зависит от поставок и технических факторов, то продажи – «от макроэкономических и геополитических»: рынок остывает, уже фиксируется снижение на треть.
«Мы редко задумываемся о разнице отчетных цифр проданных и собранных машин. Возможности вазовских конвейеров и налаженная система поставок комплектующих позволяют производить и больше запланированного, засада в продажах – собранные машины не должны остаться в отстойниках и на площадках дилеров. Продать то, что «зависло» сегодня, можно было бы завтра, снизив цену. Так и делают китайцы, у которых огромный запас по марже. Но растущие издержки не позволят «АвтоВАЗу» снизить цены. Придется дождаться момента, когда утильсбор создаст китайцам невыносимые условия», – подытожил Соколов.
По данным агентства «АВТОСТАТ», за 11 месяцев нынешнего года в России было реализовано 848 тыс. новых легковых машин китайских марок. Это на 80% больше, чем в январе – ноябре 2023-го.
Что касается самых популярных у россиян марок легковых машин из КНР, то тут особняком смотрятся Haval, Chery, Geely и Changan. На долю этих четырех брендов суммарно приходится 66% от всего объема реализации «китайцев», причем каждый из них преодолел порог в 100 тыс. единиц. У остальных китайских марок продажи недотягивают даже до 50 тыс. штук, а относительные шансы для достижения этого рубежа к концу года имеет только OMODA.
Самым продаваемым китайским автомобилем в нашей стране остается кроссовер Haval Jolion. Помимо него, в модельный топ-5 вошли еще четыре кроссовера – Chery Tiggo 7 PRO Max и Tiggo 4 PRO, Geely Monjaro, OMODA C5. При этом, если проводить сравнения с прошлым годом, то пятерка лидеров сильно не изменилась – тогда вместо Geely Monjaro в ней был Geely Coolray.
Напомним, с 1 октября был резко повышен утилизационный сбор на автомобили – на 70-85% (в зависимости от типа техники). С 1 января каждого года ставки будут индексировать еще на 10-20%. Индексация коснулась только тех машин, которые ввозятся юрлицами или для последующей перепродажи. Остались прежними льготные коэффициенты для физлиц, ввозящих автомобили с двигателем объемом до 3 л для личного пользования.