С 1 декабря 2025 г. в России вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора на автомобили.
Ранее за новый автомобиль возрастом до трех лет утилизационный сбор составлял всего 3,4 тыс. руб., а за машину старше трех лет – 5,2 тыс. руб. Теперь отменена льгота на машины с двигателями мощностью свыше 160 л. с.
Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Она умножается на коэффициент, зависящий от рабочего объема и мощности двигателя. Для электромобилей и последовательных гибридов, где двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не связан напрямую с колесами, будет учитываться пиковая мощность. Это означает 30-минутную отдачу электромотора или суммарную мощность всех его двигателей.
Помимо утилизационного сбора, сохраняется и таможенная пошлина, размер которой по-прежнему зависит от рабочего объема двигателя и возраста автомобиля.
По мнению экспертов, новый порядок начисления утильсбора в первую очередь затронет популярные иномарки среднего класса, которые россияне активно ввозили из-за рубежа, в основном из Японии и Южной Кореи. Среди них: Hyundai Santa Fe, Hyundai Palisade, мощные версии Hyundai Tucson и Kia Sportage.
Среди подержанных автомобилей мощностью свыше 160 л. с., которые пользовались спросом в январе – сентябре 2025 г., можно выделить: BMW 5 Series, Subaru Levorg, Kia Sorento и Kia Carnival. Новые автомобили, ввозимые по каналам альтернативного импорта, чаще всего представлены моделями: Geely Monjaro, Toyota RAV4, Toyota Highlander, BMW X3 и Geely Coolray.
Владельцам таких автомобилей придется платить по ставкам, аналогичным коммерческим фирмам, что означает увеличение сбора до сотен тысяч, а в некоторых случаях и до миллионов рублей. К примеру, с 2026 г. ввоз нового Toyota RAV4 с базовым мотором 2.0 обойдется дополнительно в 900 тыс. руб. утильсбора. А за BMW X5 эта сумма составит уже 2,6 млн руб.
За новую Toyota Camry вместо 3,4 тыс. руб. россияне теперь будут платить минимум 2,9 млн руб., почти столько же стоит сам автомобиль. За Kia K5 придется отдать минимум 795 тыс. руб., BMW M5 – 4 млн руб., Lixiang L9 – 2 млн руб.
Это еще не все сюрпризы. С 1 января 2026 г. ожидается второе повышение утилизационного сбора на 25%, заложенное еще в 2024 г. Каждый следующий год тарифы планируют поднимать еще на 10-20%. К 2030 г. один только утильсбор на некоторые авто будет превышать 10 млн руб.
Предстоящее нововведение вызвало ажиотажный спрос на привоз автомобилей из-за рубежа. В ноябре 2025 г. таможни Приморского края оформили 58 465 автомобилей для личного пользования. Это в два раза больше, чем в ноябре прошлого года. В последний день действия льготы, 30 ноября, таможни Владивостока и Уссурийска зарегистрировали 747 пассажирских таможенных деклараций.