Юрий Гавриков — меломан с юности, но, как и у многих, его «первой любовью» был рок. Позже он узнал и оценил джаз, который, по его признанию, оказался «намного богаче рока». Теперь в коллекции г-на Гаврикова около полутора тысяч пластинок джазовой музыки.
— С чего началось ваше увлечение джазом?
— Я был знаком с единственным на Дальнем Востоке членом всемирной Ассоциации любителей джаза, жившим во Владивостоке. Он давал мне послушать различные вещи. В джазе 30-40-х годов я обнаружил те приемы, которые считались и считаются новаторскими в роке. Мне стало интересно.
В одном журнале я нашел образное сравнение, с которым полностью согласен. Представьте, что вы едете в поезде, и он остановился среди поля — вокруг красиво, но однообразно. Это поп-музыка — одно ровное эмоциональное состояние. Потом поезд тронулся, ландшафты стали меняться — то лес, то озеро. Это и есть джаз, а эмоциональная смена намного более динамична, чем в поп-музыке.
В джазовой композиции выбирается тема, вокруг которой и строится импровизация. Я, например, собираю вариации исполнения разных джазовых произведений, таких как Caravan, Summertime и других. Варианты одной и той же композиции абсолютно разные, сначала можно и не узнать. Яркий тому пример — джазовая интерпретация «Come together» Beatles на одном контрабасе.
— Джазу припысывают элитарность.
— Не согласен. В России эта музыка элитарной стала искусственно. Помните? «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». Долгое время он запрещался и в итоге оказался мало знаком людям. К тому же сейчас шоу-бизнес порождает и насаждает такие формы культуры, которые легко тиражируются и быстро продаются. Джаз движется в другом направлении. Таким образом, элитарность джаза искусственно поддерживается еще и развитием шоу-бизнеса. На самом деле эту музыку могут слушать абсолютно все. Ни разу не сталкивался с тем, чтобы человеку не понравился хороший джаз.
— Какое из направлений джаза вам нравится больше?
— Не могу сказать, что меня привлекает особенно. Каждое интересно по-своему. Я даже не со всеми направлениями знаком. Наиболее прохладно отношусь к направлениям, связанным с коммерческим джазом. Хотя и не хочу сказать, что они хуже — просто мне менее интересны.
— Какой исполнитель вам импонирует?
— Кейт Джаррет. Я считаю, что это величайший джазовый пианист, он наиболее полно воспроизводит само предназначение этой музыки. Он один из немногих дает сольные концерты по самым великим театрам. Например, в La Scala.
Мне, как и большинству белых людей, сложно понять экспрессивные формы джаза. Они ближе к восприятию тех, кто джаз и создал.
— В Приморье с джазом сложно.
— Да, выбор в музыкальных магазинах небольшой. Они вынуждены продавать то, что востребовано. Но я стал замечать, что спрос на джазовую музыку во Владивостоке постепенно растет.
— Вы слушали хороший живой джаз?
— К сожалению, нет. Я и в записи хорошего русского джаза не слышал. Наши музыканты, только начиная осваивать джаз, сразу уходят свое видение, еще до того, как научатся играть настолько хорошо, чтобы «свое видение» легко передавалось. Поэтому слушать русских джазовых музыкантов достаточно тяжело. На мой взгляд, им не хватает глубинного понимания этой музыки.
Хотя во Владивостоке есть хорошо сыгранная музыка — ничего особенного, просто приятная. По крайней мере, не возникает ощущения, что музыканты умничают. Они просто играют.
— У поклонника джаза есть какие-нибудь отличительные черты характера, мировоззрения?
— Отличительных черт я не замечал. Хотя одну особенность могу выделить. Обычно поклонник джаза — это человек думающий, у него не самое простое или прямолинейное восприятие. Сам джаз — эмоционально подвижная музыка.