Популярность франшиз в России – как инструмента для бизнеса – растет со стабильной скоростью 10–15% в год. Такие данные, на основе анализа заявок, предоставляет каталог франшиз Businessmens.ru. Причина популярности франчайзинга кроется в возможности создать источник дохода в противовес низким зарплатам в найме. Деньги дешевеют, и покупка новой машины и тем более квартиры в настоящее время обходятся дороже собственного дела. Но так ли просто – заработать на франшизе?
«Форматный» рост
Количество зарегистрированных франшиз в России растет с каждым годом. «Российские компании проявляют все больший интерес к коммерческой концессии, то есть к франчайзингу. В 2023 г. Роспатент зарегистрировал 6 989 соответствующих договоров. Для сравнения: в 2022 г. было заключено 6 662 соглашений франчайзинга. Таким образом, в минувшем году объем сделок увеличился почти на 5%. А с 2019 г. прирост составил 50%», — сообщил недавно руководитель Роспатента Юрий Зубов.
Спрос не утихает. По данным каталога франшиз Businessmens.ru, россияне стали использовать франшизы даже в качестве замены банковским вкладам. Юрий Богомолов, основатель каталога франшиз Businessmens.ru: «Франшизы становятся все более востребованы и продаются в любой сфере – медицина, торговля, общепит, производство, финансы, it, туризм, развлечения, услуги. Это формат, который дает меньше рисков, поддержку опытной команды, возможность дохода. Франчайзинг набирает популярность еще и потому, что поддерживается государством».
Эксперты уверяют, что множество франшиз можно запустить с небольшими вложениями. Так, на Businessmens.ru доля франшиз с инвестициями до 1 млн руб. по итогам прошлого года достигла 75% от общего спроса. «Такие франшизы всегда были популярнее более дорогих «коллег» просто потому, что из-за цены они доступнее для более широкой аудитории», – уточняет Юрий Богомолов.
Однако, по его словам, дорогие франшизы с вложениями более 6 млн руб. тоже чувствуют себя хорошо. «Спрос за тот же 2023 г. по отношению к 2022 г. увеличился почти на 90%. Но их доля от общего спроса не превышает 4%. Тут роль играют два фактора. Во-первых, инвесторов, готовых вкладывать в бизнес такие суммы, значительно меньше. Во-вторых, меньше и самих франшиз. «Середина» немного отстает. За тот же 2023 г. доля заявок в каталоге снизилась на 0,6%. Не значительно, но показательно. Впрочем, на каждую модель найдется свой покупатель», – поясняет основатель каталога франшиз Businessmens.ru.
Эксперт объясняет рост популярности франчайзинга удорожанием фактического бизнеса. «Больше денег нужно на аренду, больше на товар, больше на рекламу. Поэтому порог, по которому определяется дороговизна франшизы, постепенно увеличивается. Еще несколько лет назад недорогими называли франшизы до 500 тыс. руб. Теперь эта сумма увеличивается до 1 млн руб.», – говорит Богомолов.
Франш-привлекательность
Франшизный бизнес выглядит просто и понятно: нужно всего лишь следовать проверенным инструкциям и отдавать часть прибыли. На деле все может быть сложнее.
Мехти Искандеров, создатель франшизы «Белый барашек»: «Особую привлекательность франшиза набирает в последние три года. Этот формат хорош тем, что не нужно ничего изобретать. Считается, что все уже сделано, концепция построена, она себя зарекомендовала и у нее есть больше вероятности на успех, чем у того, что можете придумать сами. Мол, не нужно ничего выдумывать – быстрый вклад и эффективная отдача прибыли уже через пару месяцев. Но на самом деле очень мало действительно хороших бизнесов, на чем инвестор не потеряет свои деньги».
Вячеслав Залукаев, основатель компьютерного клуба Truegamers, рассказал, что работает по франшизе в развлекательной сфере и сейчас, с высоты опыта, несмотря на, казалось бы, отработанные инструменты, которые позволяют запустить бизнес с нуля, рекомендовал бы все-таки людям начинать дело самостоятельно – без франшизы. «Да, это, возможно, трудозатратнее, зато дает больше свободы действий. Изначально у нас было два компьютерных клуба, но один пришлось продать – предприятие стало убыточным. При этом тот, что остался, – абсолютно рентабельный и приносит, по меркам нашего региона и этой сферы, достаточно неплохую прибыль. То есть, заходя во франшизу, нужно помнить, что всегда есть риски прогореть – это как в любом бизнесе», – пояснил предприниматель.
Юрий Богомолов поясняет: «Люди покупают франшизы, потому что хотят зарабатывать на том, что уже точно где-то сработало, то есть получить хотя бы призрачные, но гарантии. К тому же сейчас в 90% случаев вместе с франшизой идет целый комплекс поддержки от управляющей компании. Предпринимателю предлагают не только права на торговую марку, но и инструкции, обучение, сопровождение. Особенно ценно это для тех, кто бизнесом раньше никогда не занимался».
Но франшиза не работает по принципу «куда ни кинул зерно – везде благодатная почва». Для каждого региона франчайзинг индивидуален. «Некоторые фирмы не предлагают свою модель на часть дальних от Москвы регионов, потому что нужно будет выстраивать совсем другую логистику, да и поддерживать партнера в кардинально другом часовом поясе сложнее», – говорит Юрий Богомолов.
«Нужно четко понимать, зайдет ли продукт в данном регионе, нет ли перенасыщения рынка и огромного объема конкуренции, – говорит Мехти Искандеров. – Естественно, что уличные ларьки с едой стоимостью до 3 млн и прибылью 300 тыс. будут плодиться, как грибы, нужно только искать подходящие места».
«Или, например, пункт выдачи заказов работать будет одинаково в любом регионе, а на работоспособность шаурмичной больше влияет трафик на локации, наличие конкурентов рядом и вкус блюд, чем региональные особенности, – добавляет Юрий Богомолов. – Дорогой премиальный ресторан с московскими чеками – не лучшая идея для города с населением в 150 тыс. человек. При этом компьютерный клуб, который потребует весомых вложений, спокойно окупится в еще менее крупном городе, потому что развлечений там не так много, как в мегаполисе».
Вячеслав Залукаев: «Никто не может гарантировать, что готовая модель бизнеса, которая работает в Московской области, так же хорошо заработает в Приморье. Более того, важна сама локация в регионе – компьютерный клуб в деревне с населением в 100 человек вряд ли принесет прибыль. Нередко народ полагает, что для стартового капитала вполне реально привлечь кредитные средства, мол, прибыль все окупит. Но заемные средства – это всегда повышенный риск. Я бы рекомендовал использовать собственные накопления или привлекать партнеров-инвесторов».
«Есть такие, кто, успешно открывшись однажды, уверен, что его модель готова для любых условий. Это не так, – говорит Юрий Богомолов. – Франшиза – это не волшебная таблетка, по щелчку пальцев бизнес вам не создаст. Но это инструмент, которым можно и нужно пользоваться. Главное – с умом подбирать. Желательно, чтобы компания, франшизу продающая, тоже была с умом – умела анализировать рынок и гибко вписываться в особенности новых территорий».