2024-06-14T10:29:38+10:00 2024-06-14T10:29:38+10:00

Максим Резников: «Парашютный спорт очень сильно меняет людей»

Максим Резников, президент общественной организации «Федерация парашютного спорта «ФАВОРИТ-У» Уссурийского городского округа. Родился в Уссурийске, в семье военного. Проходил срочную службу в войсках спецназа. Окончил институт МВД России Хабаровска. Занимается парашютным спортом с 14 лет, на его счету — 2150 прыжков. В 2018 г. стал одним из основателей Федерации парашютного спорта в Уссурийске под эгидой Федерации парашютного спорта Приморского края. Выступает на соревнованиях разного уровня за приморскую команду по парашютному спорту. В настоящий момент готовится к чемпионату России. Фото: предоставил М. Резников. |  «Парашютный спорт очень сильно меняет людей»
Максим Резников, президент общественной организации «Федерация парашютного спорта «ФАВОРИТ-У» Уссурийского городского округа. Родился в Уссурийске, в семье военного. Проходил срочную службу в войсках спецназа. Окончил институт МВД России Хабаровска. Занимается парашютным спортом с 14 лет, на его счету — 2150 прыжков. В 2018 г. стал одним из основателей Федерации парашютного спорта в Уссурийске под эгидой Федерации парашютного спорта Приморского края. Выступает на соревнованиях разного уровня за приморскую команду по парашютному спорту. В настоящий момент готовится к чемпионату России. Фото: предоставил М. Резников.

Это не романтика, это преодоление себя и страха смерти. Ходишь гоголем и считаешь себя самым крутым, потому что совершил невозможное — прыгнул с парашютом. Как правильно подружиться с небом, деловому еженедельнику «Конкурент» рассказал Максим Резников.

Самолет покупали в складчину

— Кем вы хотели стать в детстве?

— Я мечтал служить в ВДВ. Это и послужило мотивацией записаться в парашютную секцию Уссурийска. Называлась она «Вертикаль». Тогда мне было 13 лет, а свой первый прыжок я совершил в 14.

— Помните, как прыгали впервые?

— Кто же такое забудет? На старом аэродроме «Барановский», где сегодня базируется наша организация, прыгали с вертолета Ми-8. Чувство страха присутствовало, но желания было намного больше. И уже с первого прыжка я понял, что это мое.

— На дворе стояли лихие 90-е. Все разваливалось и приходило в упадок. Парашютный спорт тоже?

— Секция «Вертикаль» состояла при сельхозакадемии Уссурийска и получала от нее финансирование. После развала Советского Союза все это начало потихоньку угасать. Остановил работу арсеньевский аэроклуб при авиазаводе «Прогресс». Закрылись все аэроклубы Владивостока. Парашютный спорт держался стараниями энтузиастов. И надо отдать должное нашему тогдашнему руководителю Виктору Калистратовичу Егорову — он прилагал все усилия, чтобы дети прыгали. Конечно, в силу отсутствия финансирования прыжков было не так много, как сейчас, случалось и по одному-два в год, но это дорогого стоило.

В 1996 г. я пошел в армию, там отслужил в спецназе и вернулся в небо. В 2000-е нам помогали военные 23-й и 14-й бригады — давали возможность прыгать на своей базе. Потом секцию «Вертикаль» пришлось закрыть, так как средств не хватало, да и здоровье Виктора Калистратовича сильно пошатнулось — сегодня его уже нет с нами.

Однако к тому времени восстановился арсеньевский аэроклуб благодаря Эдуарду Вирченко и Андрею Попкову, я начал прыгать там. А когда и в арсеньевском аэроклубе начались проблемы, пришло понимание — нужно создавать собственную организацию. В 2018 г. мы, парашютисты, приняли коллегиальное решение — организовать Федерацию парашютного спорта Уссурийска под эгидой Федерации парашютного спорта Приморского края.

— Спонсоров пришлось искать?

— Конечно. Вообще ничего бы этого не было, если бы не Полищук Виктор Сергеевич, генеральный директор автошколы «Фаворит-У». Именно он выступил идейным вдохновителем создания федерации, спросил, что для этого нужно, если мы хотим выйти на достаточно серьезный уровень. Посидели, посоветовались и решили, что нам нужен самолет Ан-2.

— Сколько тогда стоил самолет?

— На тот период вместе с доставкой и капитальным ремонтом самолет обошелся в 8 млн руб. Пригнали его в Уссурийск, подготовили к эксплуатации. Начали приобретать парашютные системы, собрали осколки оставшихся здесь спортсменов для тандем-прыжков. Конечно, предварительно получили разрешение у командования ВДВ России, на основании которого оформили посадочную площадку. Находится она на старом аэродроме «Барановский» и включена в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Когда база была сформирована, стали потихоньку прыгать.

— То есть ваша организация появилась и существует на средства спонсоров?

— Не совсем так. Изначально были люди, которые нам очень сильно помогли, но самолет покупался в складчину, потому что сумма была довольно серьезная. Кто-то брал кредиты, кто-то изымал денежные средства из бизнеса.

Потом мы стали участвовать в грантах. И благодаря грантовой поддержке правительства Приморского края, министерства спорта, Фонда президентских грантов началось развитие. Кстати, наша организация первая в Уссурийске получила президентский грант. Сейчас нам активно помогают губернатор и министр спорта Приморья — край выделяет субсидии на топливо, чтобы дети могли прыгать бесплатно. Постепенно в рамках этих грантов закупаем парашюты для ребят. Ведется работа по приобретению второго воздушного судна, тоже Ан-2. Будем еще эффективнее воспитывать новое поколение спортсменов.

Первый прыжок

— Со скольки лет можно прыгать?

— Если в тандеме с инструктором, то с 8 лет. Самостоятельно — с 14 лет — при должной подготовке, сдаче зачетов и с разрешения родителей. Причем состоится прыжок или нет, решает инструктор после разговора с ребенком.

— Сколько лет было вашему самому возрастному парашютисту?

— Самому возрастному — 82 года. Это был его первый прыжок. Всю жизнь мечтал и наконец осуществил свою мечту.

— Дорого ли сегодня ее осуществить?

— На сегодняшний день компенсация за прыжок в тандеме с инструктором составляет 18 тыс. рублей, за самостоятельный прыжок — 8 тыс. рублей. Отмечу, что мы не зарабатываем, а пропагандируем здоровый образ жизни. Все поступившие денежные средства уходят на компенсацию расходов. Это и содержание самого воздушного судна, и приобретение авиационного топлива, масел, и расходы на то, чтобы дети прыгали бесплатно. Например, подготовить самолет к сезону обошлось около 500 тыс. рублей.

— Сколько должно пройти времени от начала занятий до момента прыжка, если человек неподготовленный?

— Зависит от того, как он хочет прыгать. Если самостоятельно, то необходимы 3,5 часа занятий. Но мы оставляем за собой право без каких-либо объяснений, чтобы никого не обидеть, попросить приехать в следующий раз. Существуют определенные моменты, которые говорят о неготовности к прыжку.

Если это прыжок в тандеме с инструктором, сама подготовка обычно занимает порядка 45 минут.

— Первый раз можно прыгать и не в тандеме?

— Каждый случай индивидуален. Есть определенные критерии — нужно посмотреть на физическую составляющую, спортивного телосложения человек или нет. Внутренний регламент допускает прыжки с весом не больше 90–95 кг. Если вы весите 95 кг и при этом спортивного телосложения, есть все шансы после трех с половиной часов подготовки и сдачи зачета прыгнуть. С весом больше 95 кг прыгать нельзя. Это небезопасно.

— Какие еще существуют противопоказания?

— Конечно, сердечно-сосудистые заболевания, эпилепсия — противопоказаний достаточно много. Поэтому часто мы просим человека обратиться к врачу, чтобы он дал заключение, возможно совершить прыжок или нет.

— Часто ли в решающий момент человек говорит: «Боюсь. Не буду. В следующий раз» — и идет на попятную? В фильмах и разных роликах показывают, что инструктор может буквально вытолкнуть его из самолета навстречу небу. Вы так делаете?

— Никого из самолета мы не выталкиваем. Зачем? Чтобы нанести человеку психологическую травму? Если кто-то боится и передумал прыгать, отстегиваем его, садим ближе к кабине пилота и выпускающий инструктор приземляется с ним обратно.

— Наверное, если человек спасовал, то с большой вероятностью он вернется, чтобы преодолеть себя и все-таки прыгнуть?

— У нас были люди, которые возвращались по два-три раза и не прыгали. Хотели себя побороть, но в силу каких-то внутренних причин у них это не получалось. А было, что приезжали второй, третий раз и прыгали.

— У вас ведь еще можно полетать на мотопараплане. Это лайт-версия для тех, кто хочет подняться в небо? Для параплана не требуется такая серьезная подготовка?

— Подготовка все равно нужна, но она действительно не такая серьезная и длится не больше часа. Другой вопрос, что не всегда есть возможность ознакомиться с этим видом авиации: во-первых, мешает погодный фактор — в Уссурийске сильные ветра, во-вторых, часто все инструкторы заняты, так как прыжки с парашютом гораздо популярнее.

От «точнистов» до вингсьютеров

— От дилетантских вопросов хочется перейти к большому спорту. Насколько в Приморье развит скайдайвинг?

— Уточним, что скайдайвинг — это название парашютного спорта, только по-английски, дословно — «ныряющий в небо». А вообще в парашютном спорте около 30 дисциплин. Он достаточно многообразен, и полностью изучить все его направления очень сложно. Я, допустим, не знаю таких людей, которые могут прыгать и свупом, и скайсерфингом, и фристайлом, и фрифлаем, тут же прыгать на точность, в групповой акробатике двойки, четверки, восьмерки, плюс новая дисциплина 16-way появилась в стране. И чтобы эти спортсмены участвовали одновременно в больших формациях с построением и перестроением. То есть такие универсалы есть, но я не знаю тех, кто досконально изучил бы все дисциплины и добился в них каких-то успехов. Это говорит о том, насколько многогранен парашютный спорт.

— Как изменилась программа подготовки спортсменов, учитывая, что появляются новые экипировка, оборудование? В альпинизме, например, сейчас готовят по сокращенной программе по сравнению с советской школой, если уместна такая аналогия.

— Если сравнивать Советский Союз и современную Российскую Федерацию, то парашютный спорт развивается. Теперь есть программа подготовки AFF по системе ускоренного обучения. С развитием технологий появились новые тренажеры. Например, одни из немногих на Дальнем Востоке мы приобрели аэродинамическую трубу и установили ее на аэродроме, чтобы готовить начинающих парашютистов.

То есть система подготовки стала более разнообразная. И сами парашюты настолько продвинулись вперед, что одного приземления спортсменам мало. Существуют дисциплины, в которых их называют пилотами — это так называемая дисциплина свуп (скоростное купольное пилотирование, одна из самых молодых и наиболее экстремальных). Но сам принцип подготовки остается неизменным — научить человека владеть своим телом в свободном падении. Затем уже идет совершенствование навыков: следующая цель — пересесть на парашют типа «крыло» и развиваться дальше.

— То есть обучаться можно не в небе, а в аэродинамической трубе?

— Плюсы программы AFF и заключаются в том, что при наличии аэродинамической трубы и двух подготовленных инструкторов человеку сразу показывают, что такое свободное падение. Можно сразу использовать парашют типа «крыло», сначала студенческий. Нюансов много, но самое главное — это опытные инструкторы, которые будут держать вас в тонусе и не дадут расслабиться.

— Как вообще из любителей становятся профессионалами, которые участвуют в соревнованиях? Наверное, для этого нужно пройти долгий процесс обучения?

— Процесс обучения — это жестко сказано, у нас же не образовательная организация. Мы даем возможность людям тренироваться, то есть приглашаем инструкторов достаточно серьезного уровня, опытных спортсменов, в том числе членов сборной России. А как становятся спортсменами?

Постепенно — надо понять, в какой дисциплине ты хочешь выступать и приобрести достаточно серьезную напрыжку. Изначально рекомендуется отрабатывать точность приземления — именно на нее мы делаем упор с детьми, которые приходят в нашу секцию. Приобретая опыт парашютных прыжков, спортсмен начинает потихоньку заниматься пилотированием высокоскоростных куполов. Кто-то уходит в вингсьютинг или другую дисциплину.

— Вингсьютинг — это когда ты летаешь в специальном костюме, как белка-летяга?

— Именно. Опять же для этого нужны допуски и определенная напрыжка. Но, как правило, все начинают с точности.

— Вингсьютинг — самое экстремальное и опасное направление?

— Самое опасное — это бейсджампинг — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов. Даже существует такая шутка — старых бейсеров не бывает.

— А у нас его практикуют?

— В Приморье есть люди, практикующие бейс, но их единицы. И нужно понимать, что часто это не вполне законно и очень рискованно. Вспомните бейсеров, которые прыгали с моста на острове Русском и неоднократно были задержаны.

— Дорого ли заниматься парашютным спортом на системной основе?

— К сожалению, да. Как и любым другим видом спорта. На первоначальном этапе можно арендовать снаряжение, и мы предоставляем услуги аренды, но в дальнейшем лучше приобрести собственное.

— Во сколько обойдется такой комплект?

— По-разному. Рынок очень обширный. Абсолютно новая система стоит в районе полумиллиона. Это полный набор: запасной парашют, страхующий прибор, основной парашют, ранец.

Больше, лучше и качественнее

— В масштабах Дальнего Востока уровень наших спортсменов высокий?

— Спортсмены Приморского края на Дальнем Востоке лучшие. Наверное, ни в каком регионе ДФО групповая акробатика 2-way (двойки) не достигла такого высокого уровня. Это подтверждают и результаты чемпионата Дальневосточного федерального округа по парашютному спорту, который в прошлом году состоялся на базе нашей организации. Все призовые места в групповой акробатике заняли приморские «двоечники».

Свуп (скоростное пилотирование) в Приморье тоже развивается, здесь его буквально культивируют и дают людям все возможности заниматься этой дисциплиной. Причем два раза в год мы проводим сборы по пилотированию куполов под руководством Владимира Залужного, призера чемпионата мира 2021 г., проходившего в Кемерово. И на кубке губернатора приморцы тоже показывают хороший результат.

— Как раз следующий вопрос о кубке губернатора. Какие итоги вы можете подвести?

— Надеюсь, что соревнования продолжат развиваться и станут традиционными при поддержке правительства края. Как и в рамках чемпионата Дальневосточного федерального округа, кубок губернатора позволяет спортсменам прыгать абсолютно бесплатно. Это очень важно для развития парашютного спорта. Благодаря господдержке сборы по прыжкам мы проводим бесплатно. А члены сборной Приморского края вообще тренируются на безвозмездной основе в течение всего года. Причем активная, именно прыжковая работа на протяжении этих трех лет дает хороший результат. Видно, что стало больше «точнистов», совершающих успехи в приземлении на точность. Есть перспективные ребята, которыми можно уже гордиться.

В этом году на кубке губернатора отлично показала себя женская команда — 15-летние девчонки в женском зачете боролись наряду со взрослыми и заставили их напрячься. Я думаю, что к чемпионату ДФО они подтянутся и, возможно, встанут на пьедестал. В групповой акробатике выступало достаточно большое количество команд — двоек свыше десяти, причем сборная города Уссурийска заняла первое место. Таким образом, тенденция роста положительная, количество участников увеличилось, и уровень спортивного мастерства растет. Мы — один из тех регионов, где действительно парашютный спорт поддерживают очень сильно. Главное сейчас — не останавливаться.

— Вы прыгаете уже 32 года. Ощущения со временем не притупляются?

— Да нет. Мне это нравится. Особенно, когда что-то получается. А получается все больше, лучше и качественнее. Через месяц у нас две команды едут на чемпионат России по групповой акробатике (двойки). И я — как главный тренер, а также прыгающий спортсмен — тоже туда еду. Наша конечная цель — создать гражданскую групповую команду-четверку, которая, наверное, станет первой в Приморье за всю историю парашютного спорта.

— Ведь обычно выступают двойками?

— В групповой акробатике есть команды из 2, 4 и 8 человек. Самая престижная — это восьмерка. Но в Приморье пока нет условий, чтобы готовить восьмерки. Сейчас министерство спорта обратило на нас внимание и ведется разговор о том, чтобы построить аэродинамическую трубу, в которой можно тренировать и четверки, и восьмерки. Соответственно, это будет настоящий большой взрыв в развитии парашютного спорта не только Приморья и Дальнего Востока, но и Азиатско-Тихоокеанского региона. Уровень этой трубы позволит проводить именно международные соревнования, например, в рамках соревнований «Дети Азии» и «Дети Приморья».

— А сколько человек вмещает действующая аэродинамическая труба?

— Она, скорее, подходит для первоначального обучения и в качестве аттракциона. Это, грубо говоря, «стакан» на одного студента и инструктора. Используем ее для подготовки молодежи, а хотелось бы выйти на принципиально новый уровень.

— Дорого обойдется новое оборудование?

— Само оборудование стоит около 160 млн рублей. И под него еще нужно строить специальную площадку, так что вопрос финансирования стоит достаточно остро. Очень радует, что министерство спорта поддерживает нас в этом направлении.

— Как думаете, прыжки с парашютом меняют человека? Что они дают, кроме адреналина и физической формы?

— Вообще парашютный спорт очень сильно меняет людей. Говорю это исходя из своего опыта. Приходит к нам молодой парень или девушка, совершает 2–3 прыжка — и это уже совершенно другой человек. Почему парашютный спорт практикуют в таких войсках, как ВДВ, спецназ, морская пехота, авиация, даже в космонавтике? Потому что это один из уровней психологической подготовки. Тот, кто может сделать шаг в критической ситуации для прыжка с парашютом, способен в сложной жизненной обстановке принимать решения. А это качество определяет многое в нашей жизни.

— Ваш личный конек — групповая акробатика?

— Мой личный конек — это организация детской бесплатной секции, организация парашютных прыжков и соревновательного процесса. Все остальное — так, удовольствие.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ