Пандемийная стена разрушилась, и поток туристов из Китая вновь хлынул в Приморье. И опять автобусы массово и хаотично запарковывают центральные улицы Владивостока, перекрывая проезд другим участниками транспортного движения. Что делать?
Расширяться некуда
Застройка центрального района города была еще в период использования тягловой лошадиной силы, и ширина проезжей части местами минимальная, «в две телеги и два коня». Так оценивает обстановку Татьяна Липатова, операционный директор водного комплекса «Акватория»: «А главное, расширяться некуда – плотная застройка исторического центра не позволит».
«Варианты удобных парковок во Владивостоке есть – в некоторых районах улицы излишне широкие, частично их можно было бы отвести под парковочные места для туристических автобусов», – считает Андрей Борняков, советник главы города Владивостока, член Союза архитекторов России, член градостроительного совета Приморского края и г. Владивостока, главный архитектор и руководитель ООО «Град М».
По словам архитектора, все дело в том, что Владивосток вновь охватила «туристическая лихорадка», а «вакцину» в виде продуманных алгоритмов создать не успели. «Сейчас, пусть и с опозданием, включаться в работу необходимо всем – и туристическим компаниям, и городским властям, и ГАИ», – уверен Борняков, добавляя, что развести мощный турпоток по комфортным маршрутам могла бы единая городская служба туроператоров, которую следовало бы создать.
Дорожной картой, по его мнению, должны заниматься специалисты, компетентные в области составления графиков передвижения, так как это часть транспортной логистики, и рабочие инструменты существуют, вопрос только, как их интегрировать в городскую среду.
Татьяна Липатова считает, что выход только один: обустраивать автобусные стоянки на периферии центра, ограничить доступ в центральный район и дальше либо ходить пешком с флажками, либо использовать шаттлы.
«Да, это удорожание тура, усложнение логистики, но это мировая практика. И это прекрасное решение, когда нет возможности организовывать нормальный туристический трафик с использованием больших пассажирских автобусов. А пока текущая ситуация вызывает раздражение как туристов, так и жителей, а ведь это только начало активного туристического сезона», – поясняет Липатова.
«До пандемии, например, была такая практика: часть центральной городской площади выделяли специально для стоянки туристических автобусов, а далее турфирмы выстраивали маршруты таким образом, чтобы они никому не мешали и не запарковывали все, что можно», – вспоминает Татьяна Фоменко, экскурсовод.
Андрей Борняков: «Насколько мне известно, в правительстве отмечают две ключевые проблемы: несоблюдение автобусами ПДД, причем речь идет как о китайских, так и об отечественных транспортных средствах, а также возникающие вопросы к формированию туристических маршрутов. Задача китайских автобусов – перевозить пассажиров по конкретному маршруту из точки «А» в точку «Б», например, из Суйфэньхе во Владивосток. Перевозка по городу – это уже другой вид деятельности, который регламентируется законодательством отдельно. В подавляющем большинстве случаев у китайских автобусов нет разрешения на перевозку туристов по городу. Этой деятельностью должны заниматься российские компании, которые платят налоги в местный бюджет. А ее контроль – в компетенции транспортной инспекции».
«Увеличение входящего потока туристов – это, конечно, замечательно, картинка выглядит оптимистично, но дорожная инфраструктура центральных районов города совершенно не приспособлена даже к нашему ежедневному автомобильному графику, что уж говорить о стояночных местах для огромных, 45-местных автобусов», – говорит Татьяна Липатова.
Отношение к происходящему Анны Ганжа, генерального директора туристической компании «Терратур», тоже крайне негативное: «Стоящие в несколько полос автобусы создают заторы и складывается ощущение, что мы заботимся о китайцах больше, чем о своих жителях».
«Другие» китайцы?
Но автобусы – это только одна грань серьезной проблемы.
Татьяна Фоменко: «Меня, как человека, водящего пешие экскурсии, волнует больше неорганизованность туристических групп. По городу шатаются толпы китайцев, чувствуя себя в каком-то привилегированном положении. Нужно все-таки объяснять иностранным гостям, что они находятся в другой стране, где существуют определенные правила поведения и этические нормы».
Елена Пикалева, организатор экскурсий по острову Русскому и Приморскому краю: «Пару раз видела, как группы забегают без билетов на территорию музея «Ворошиловская батарея», быстренько смотрят экспозиции и убегают в автобусы».
«Такое поведение должны брать под контроль турфирмы, организующие экскурсии, и городская администрация. Только комплексная работа даст видимый эффект», – полагает Татьяна Фоменко.
Пока от приезда китайцев выигрывают в основном перевозчики и сам Китай, считает Елена Пикалева: «Иностранные гости сейчас не те, что приезжали к нам сразу после пандемии. Возможно, сейчас к нам поехал определенный контингент, которому свойственно хамское поведение и полное отсутствие понятий о нормах поведения».
Анна Ганжа: «Ключевая проблема в том, что у китайцев есть возможность бронирования туруслуг у своих же соотечественников. То есть доходы с бизнесов идут мимо городской казны. По сути, происходит полулегальная перекачка денег в карманы китайских бизнесменов, в обход российских компаний».