2024-07-02T15:23:20+10:00 2024-07-02T15:23:20+10:00

Аркадий Цукер: «Мы все — поколение неопределенности»

фото: А. Цвайгер |  «Мы все — поколение неопределенности»
фото: А. Цвайгер

Аркадий Цукер — предприниматель, философ и бизнес-тренер. Человек, победивший ДЦП, создатель «Университета мышления». Он разрабатывает инновационные программы для учебных заведений в России и за рубежом, читает лекции, проводит многочисленные семинары и тренинги. Обширной аудитории Цукер стал известен благодаря авторскому методу «Живое мышление, или Метод временных трудностей». Подход (универсальный и для личной жизни, и для ведения бизнеса) подразумевает признание (или допущение) решаемости абсолютно любых проблем. По мнению Цукера, любой кризис или преграду можно «отменить», преодолев умственным усилием. Выступая во Владивостоке с семинаром для управляющих бизнесом, он согласился дать интервью деловому еженедельнику «Конкурент».

— У вас много интересной информации про поколения. Про зумеров, например, вы говорили, что это нормально, что они так долго себя ищут…

— Поколение Z не переживает за деньги, потому что они были у них всегда. Мы — иксы — к этому особенно приложили руку. Они не готовы тратить свою жизнь на зарабатывание денег. Они не делают трагедии из того, что не смогли заработать, накопить, отложить, а, скорее, предпочтут довольствоваться малым.

Современное качество жизни позволяет создать новый возрастной период, так называемую вторую юность, в которой человек до создания семьи и своего профессионального самоопределения может позволить себе заниматься самоисследованием, самотестированием, пробами отношений, занятий, интересов, хобби, профессий, а уже реальную взрослость сдвинуть с 18–20 лет на 30 плюс. Для меня это ключевая особенность сегодняшней молодежи: в формировании нового возрастного периода и в сдвигании взрослости на попозже. И в связи с тем, что у нас еще повышается продолжительность жизни и активности, мы можем себе позволить сдвинуть взрослость на следующий период.

— А пока они ищут себя, как их мотивировать на какие-то самостоятельные решения, поступки? Они же могут запросто проспать важный экзамен или работу, например.

— Поверьте, они себя за это драконят, они себя исхлестали изнутри. Они себя ненавидят за то, что не могут встать, они очень хотят, но ничего не могут сделать, у них не хватает сил. А мы можем помочь. Мы вот с женой сына по очереди будим, хотя ему 18 лет. И он у нас практически перестал опаздывать. Сейчас он пробует вставать сам.

— Почему не могут? У нас же хватало сил. Нас никто не контролировал, а мы вставали. Что с ними не так?

— С ними все так. Если бы на нас с вами давила такая информационная нагрузка, как на них… Человеческий мозг еще не приспособлен к такому огромному инфопотоку. Причем, знаете, изолировать их от компьютера не поможет, потому что прессинг информационный идет отовсюду. Единственное, что можно сделать, — помогать им с этим справляться. А не хлестать их, не понуждать и не обвинять в немотивированности и безответственности.

— Хорошо. А какие в данном случае компетенции развивать в себе?

— Первая компетенция — это умение забывать, как бы странно нам это ни показалось. Немного «забыть», отстраниться от опыта своей юности, чтобы не попрекать им молодых. Умение оставлять за бортом прежнюю технологию, прежние умения и навыки, чтобы освобождать себе место для новых. Любопытство. Самоуважение. Самоидентичность в глобальном мире. Вот эти ключевые характеристики я бы выделил.

— А как себя мотивировать учиться? Вы говорите, если не видеть нового, если не трансформировать свое сознание, не преуспеешь. Как бороться со своей инертностью, с ленью? Ведь кажется, ты уже, в принципе, образован, зачем тебе что-то новое? Организм сопротивляется.

— А здесь не надо ничего делать. Если ваши результаты, ваше качество жизни, ваша удовлетворенность уровнем счастья вас устраивает, ничего не делайте.

Разрешите себе не меняться, не гнаться за новым. Вот только если что-то в вашей жизни вас не устраивает, то тогда только и спросите себя, что именно вам нужно поменять, какую часть реальности принять, какой новый ресурс себе присоединить, чтобы ваша эффективность повысилась, чтобы быть счастливым.

— У вас там, кстати, в описании семинара есть ответ на вопрос, как быть счастливым. Но разве есть универсальный ответ?

— Ключевое — разрешить себе быть счастливым. Ведь несчастным быть выгодно. Позиция горя — максимально безопасна. С позиции счастья можно слететь, и больно.

— Ваши семинары во Владивостоке назывались: «Поколение неопределенности 2.0» и «Время хитрых стратегий». Поясните, пожалуйста, это про кого?

— Поколение, которое живет сейчас. Это мы с вами все вместе, вне зависимости от возраста. Мы живем в этом времени и проживаем все вместе состояние перехода, трансформации, турбулентности, неопределенности. Мой семинар про то, как мы, как единое поколение, проживаем это время.

— Время, когда мы не знаем, что будет завтра?

— Да. Мне кажется, что сегодня события столь густые, интенсивные, интересные, что они дают нам возможность считать всех нас единым поколением. Каким, например, было поколение революции, поколение Великой Отечественной войны.

— Особенное? Это нам так повезло или не повезло?

— Китайский иероглиф «перемены» имеет два прочтения: «не дай вам бог жить в эпоху перемен» и «какое счастье жить в эпоху перемен».

— Так, с этим разобрались, а «Время хитрых стратегий»? Почему хитрых?

— Потому что любые неопределенные времена призывают нас быть хитрыми. Приспосабливаться к реальности — значит быть хитрым. Ключевая хитрость — как адаптироваться к происходящему и сохранить себя. Сохранить свои ценности, свою силу, свой бизнес.

— Про бизнес. Вот, допустим, у нас есть и сайт, и газета бумажная, но все же уже читают новости в телеграм. Это значит, что нужно все закрыть? Сохранять вот этот олдскульный бизнес или на тренды ориентироваться?

— Смотрите, какая штука. Во-первых, тренды бывают разные. И сегодня время такое, что можно трендам следовать, а можно создать собственный тренд. Каждый может решить это для себя.

Главный тренд сегодня в том, что мы входим в разнообразную мультитрендовую реальность. При появлении новых культурных пластов предыдущие культурные слои не отменяются, а лишь сжимаются.

— В нашем сознании сжимаются?

— И в сознании, и в культуре, и в цивилизации. То, что появилась цифра, не отменяет хенд-мейд. То, что появились говорящие роботы, не отменяет человеческую речь. Просто возникают еще другие формы.

— Да, как говорили в старом советском кино, «будет одно сплошное телевидение». Но этого не произошло.

— Не будет ни сплошного телевидения, ни сплошного радио и так далее. В любой самой прогрессивной реальности будет место и сайтам, и емэйлам, и печатным книгам, и газетам. И всегда будет спрос на это. А дальше каждый для себя сам решает, кто он и что ему важно. Кто-то решит, что для него главное — идти за трендами, и закроет все: и газету, и сайт, и ТВ-канал. Кто-то скажет: «Знаете, сайты — это мой дом, и я буду адептом сайтов, и мой вызов в том, чтобы сделать такой сайт, чтобы он не закрывался». А кто-то скажет: «А я — адепт бумажных газет, и я буду делать такую газету, которая найдет место в самом цифровом мире. И моя задача — создать такие бумажные носители, чтобы они легко конкурировали с цифрой. И я буду думать, как мне изловчиться». Каждый выбирает свою стратегию, свой способ поведения. Поэтому ключевая история — слушать себя, реализовывать то, в чем твой интерес.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ