Повышение утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику с 1 октября коснется буквально всех россиян и отзовется глубинными сдвигами в экономике и политике, заявил агентству «Прайм» доцент кафедры наземных транспортных средств транспортного факультета Московского Политеха, кандидат технических наук Анатолий Фиронов.
Нынешнее повышение утилизационного сбора, первая волна которого прошла в августе 2023 г., прежде всего негативно скажется на ценах на китайские и другие импортируемые автомобили, полагает Фиронов. Эффект от новой волны повышения будет сглажен до конца года на фоне «неумеренного параллельного импорта», считает он.
Однако рост цен неизбежен, и дорожать будут не только китайские, но и отечественные авто, прогнозирует эксперт.
«Уже с 14 августа «АвтоВАЗ» повысил рекомендованные розничные цены на свои автомобили. Машины модельного ряда «Гранта» и «Нива» подорожали на сумму от 20 тыс. до 45 тыс. руб. Ползучий процесс будет нарастать повсеместно. Запчасти и аксессуары также будут дорожать», – считает он.
По словам Фиронова, российский автобизнес научился извлекать выгоду из знаковых постановлений правительства: на рынке ажиотаж, дилеры, дистрибьюторы и импортеры «раскачивают нервы» клиентов, пугая их ужасами «после» и гарантируя выгоду «до». При этом польза для отечественной автомобильной отрасли от нововведений у эксперта вызывает сомнения.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым с 1 октября резко повышается утилизационный сбор на автомобили. В документе также прописана ежегодная индексация сбора вплоть до 2030 г. Мера касается легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, а также автобусов, прицепов и полуприцепов, некоторых видов дорожно-строительной техники.
С начала следующего месяца ставки утилизационного сбора будут повышены на 70-85% (в зависимости от типа техники), затем 1 января каждого года их будут индексировать на 10-20%. Базовые значения останутся прежними: 20 тыс. руб. для легковых автомобилей и 150 тыс. – для грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов и т. д.
При этом для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 г., будут действовать предыдущие коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 1 ноября 2024 г., отмечает пресс-служба Минпромторга РФ.
Индексация касается только тех машин, которые ввозятся юрлицами или для последующей перепродажи. Останутся прежними льготные коэффициенты для физлиц, ввозящих автомобили с двигателем объемом до 3 л для личного пользования.