На круглом столе в ходе Международного рыбопромышленного форума и выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий руководитель Росрыболовства Илья Шестаков проанонсировал создание отдельной госпрограммы по расширению использования водорослей. Однако участники рынка не спешат в море за этим видом ВБР. Почему?
Пластик и косметика
Как сырье для добычи агара и пектина водоросли в Приморском крае использовались давно. Рядом с нынешним Владивостокским государственным университетом раньше находился агаровый завод, построенный еще до революции. В рецепт знаменитых конфет «Птичье молоко» агар-агар тоже входит. Впрочем, в последующие годы агар-агар сильно потеснили химические аналоги, и производство этого вещества сошло на нет.
Между тем у России есть большие возможности для эксплуатации в первую очередь природного ресурса. Суммарно по всем бассейнам страны наука рекомендует к вылову порядка 2 млн тонн водорослей – это больше, чем ловит весь остальной мир. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2022 г. доля водорослей в общем объеме продукции мирового рыболовства составила около 17%. Из 37,8 млн тонн на дикий вылов пришлось лишь 1,3 млн тонн, остальное обеспечила аквакультура.
В КНР водоросли активно выращивают, занимая примерно 60% мирового рынка. По статистике, Россия добывает всего 37 тыс. тонн, Китай – уже почти 23 млн тонн, в основном с использованием аквакультуры. При этом китайцы едят около 9 кг водорослей на человека в год, тогда как в России этот показатель в 30 раз меньше. Примерно 40% водного урожая в Китае отправляется на дальнейшую переработку.
Весь российский водорослевый сектор, по мнению эксперта Инны Гольфанд, оценивается менее чем в 4 млрд руб. Но емкость рынка, который сформируется, если потенциал сектора все-таки будет реализован, может превысить 400 млрд руб. Однако ни ресурсных, ни нормативных препятствий к расширению промысла водорослей нет, сообщил руководитель Тихоокеанского филиала ВНИРО Алексей Байталюк.
«Проблема в том, что большая часть этих ресурсов находится в районах без достаточной инфраструктуры, без достаточной логистики и представлена видами с невысокой пищевой и технологической значимостью, – отметил ученый. – Как результат, освоение водорослей составляет до 5% рекомендованного изъятия».
Вылавливаемые российскими рыбаками водоросли используются преимущественно в кулинарии. С продукцией из ламинарии успешно работает сахалинская компания «Дивия-Фарм». Планктонные микроводоросли – более экзотическая для нашей страны специализация, но с их помощью можно решать самые разные задачи – от повышения продуктивности в аквакультуре до борьбы с загрязнением воздуха и воды, заявил учредитель компании «Альготек» Артемий Прокопенко.
Приморские реалии
Стоит отметить, что некогда к добыче водорослей в Приморском крае подходили весьма ответственно – даже собирали вынесенную на берег морскую траву. Сейчас с этим сложнее. Хотя хорошие наработки есть у ТИНРО – здесь научились выращивать морскую капусту (сахарину японскую) по ускоренной технологии. В «Дальрыбвтузе» одна из магистранток защитила недавно научный труд по выращиванию водоросли Ulva lactuca, урожай которой можно снимать раз в 6-8 месяцев.
«Планируем к 2027 г. пополнить список российских производителей товаров из морских водорослей, чтобы заместить импортную продукцию на свою, отечественную. Дело в том, что водоросли – это более сложное сырье, чем любая рыба, которую можно заморозить, а уже потом заниматься ее реализацией. Водоросли требуют срочной обработки, сразу после добычи. Если задержаться на 10-12 часов, сырье потеряет полезные свойства. Поэтому микробиологический и сырьевой агар, который особенно ценится в кулинарном и кондитерском искусстве, и используется в легендарных конфетах «Птичье молоко», а также различные БАДы, кормовые добавки и удобрения будем производить в считаные часы по уникальной технологии. Рассчитываем из 100 кг сырья выпускать до 20-25 кг готовой экологически чистой продукции, а в месяц – около 60 тонн. Потенциальные покупатели уже есть – на территории края, в дальнейшем планируем поставки готовой продукции в другие регионы Дальнего Востока», – говорит генеральный директор ООО «Тоник жизни» Алексей Новик.
В целом, однако, отношение к водорослям скорее скептическое, особенно со стороны рыбопромышленников.
«Если честно, то я лично не вижу никаких перспектив в этом направлении на Дальнем Востоке, – говорит генеральный директор ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. – У нас валютоемкая марекультура вот уже 10 лет особо не развивается, а там рентабельность намного выше, чем если выращивать водоросли. Тем более сейчас, когда ставки банковского процента более 20%, а на депозите – 18%, кто вообще сможет с этим пассивным и безрисковым доходом конкурировать? Зачем кому-то вообще что-то делать?! Положил деньги в банк на депозит и получаешь невиданный для бизнеса и тем более такого сложного и рискованного, как выращивание чего-либо в море, доход!»
Генеральный директор ООО «Центр развития аквакультуры» Андрей Голотин говорит: «К сожалению, в России нет такой культуры потребления морепродуктов, как в Японии и в Корее. Даже на гребешка и устриц не такой уже большой спрос. Хотя водоросли гораздо полезнее, россиянин выберет картофель и хлеб. Дефицита водорослей я не наблюдаю, их много в магазинах. Если выращивать, то куда девать? Экспортные поставки, видимо, и так закрываются. Достоинство этой продукции по сравнению с другими морепродуктами, на производство которых стоило бы обратить внимание, – это только дешевизна».
«Большая рыбалка перебивает марикультуру, конечно, интересней добывать минтая сотнями тысяч тонн, – считает экс-президент Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Александр Платонов. – Выращивание – это затратно, марикультура практически не оправдывает себя. Что касается водорослей, в России выращивают пресноводные культуры, которыми кормят рыбу. Этим занимаются, допустим, в Сибири, продукция частично идет на экспорт. У нас на Дальнем Востоке основная культура – конечно же, ламинария».
Капуста на столе
При производстве косметики по всему миру используются десятки видов водорослей. Из микроводорослей получают такие востребованные ингредиенты, как полисахариды, белково-пептидные комплексы, липидные комплексы, антиоксиданты, пигменты (хлорофилл, астаксантин), культуральную жидкость. Их применяют и российские производители, но сейчас сырье поступает не из российских морей, а из Европы.
Макроводоросли служат источником альгинатов, в первую очередь альгината натрия. Эта ниша – замена импортным загустителям.
Председатель НО «Дальневосточный Союз предприятий марикультуры» Роман Витязев: «В Приморье есть предприятия, которые занимаются выращиванием ламинарии, но о глубокой переработке продукции пока речь не идет. Вопрос в наличии соответствующих производственных мощностей и имеющихся законодательных ограничениях по размещению объектов инфраструктуры на берегу моря, которые необходимо корректировать. Самое же главное, в России нет культуры потребления водорослей, нет рынка. Если речь идет о высокомаржинальной продукции, ее продвигают производители. В том же Китае рынок мороженой продукции из краба построили фактически с нуля, используя различные маркетинговые ходы. То же, что сейчас делают на отечественном рынке с продвижением минтая. Для популяризации продукции из водорослей нужны заинтересованные игроки на рынке. Поможет ли госпрограмма? Да, если она будет заточена под конкретные результаты, объекты и востребована пользователями рыбоводных участков».
Марикультурщик Василий Гребенников отмечает, что рассматривает возможность выращивать небольшое пока количество водорослей рядом со своей плантацией дальневосточного гребешка: «Мы не говорим о том, чтобы производить продукцию на продажу. Некоторое количество водорослей мы бы выращивали ради того, чтобы подавать вместе с гребешком на стол нашим гостям. Это хорошее решение. Другой вопрос, чтобы заниматься водорослями, надо ими заниматься серьезно, вместе с учеными. Пока нам хватает забот с гребешками. Важный вопрос, что касается водорослей – выращивая их, вносишь вклад в сокращение количества углекислого газа в воздухе, в борьбу с мировым потеплением. Благое дело».
Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморского края Георгий Мартынов говорит: «У рыболовства много подотраслей. В состав водных биоресурсов входят и водоросли. Рассматривается добыча ламинарии, зостеры, анфельции и переработка их в достаточно интересные продукты, допустим, пектин, агар-агар. Некоторые члены АРПП рассматривают вопросы переработки водорослей в БАДы.
Советские суда некогда заходили в северокорейские воды и принимали морскую капусту в огромнейших количествах. По берегам собирали морские выбросы водорослей. К сожалению, в последние годы в Приморском крае водорослями активно не занимаются, гораздо активнее добычей занимаются на Сахалине. Не готов считать, насколько добыча водорослей могла бы быть рентабельной. Только на южных Курилах оценочно можно изымать около 100 тысяч тонн ламинарии».