Логистические возможности Дальнего Востока в последнюю пару лет приобрели особую значимость для всей страны на фоне активного развития российско-китайского сотрудничества. Для международной торговли, которая наращивает обороты, задействованы все виды перевозок, и для того, чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос как на экспорт, так и на перевозки внутри страны, необходимо трансформировать логистику в регионе. В каких направлениях будет развиваться транспортная логистика Дальнего Востока в ближайшие годы и какую роль в этом сыграет цифровизация, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».
Развитие транспортной инфраструктуры
Одна из ключевых проблем логистики Дальнего Востока, во многом связанная с его географическим положением, – это состояние транспортной инфраструктуры. Большое количество удаленных населенных пунктов изолированы, состояние имеющихся дорог – как в городах, так и за их пределами, – далеко от прекрасного. Как и, например, качество мостов: в модернизации нуждаются 1,6 тыс., а около 400 сейчас в аварийном состоянии. Немало проблем и с международными пунктами пропуска, в том числе с их подъездными путями: учитывая ориентацию на укрепление взаимоотношений с Китаем, это критично.
Поэтому один из ключевых векторов развития Дальнего Востока сегодня и в ближайшие годы – улучшение транспортной инфраструктуры. Ее состояние хуже средних показателей по России. В 2023 году в ДФО построили и открыли почти 1000 км дорог, на что ушло 25,3 млрд рублей. До 2026 года Росавтодор закладывает на дорожное строительство в ДФО еще 111,6 млрд рублей. Фокус будет сделан на дороги в населенных пунктах с численностью жителей от 20 тыс. человек.
Кроме этого сейчас проходят реконструкцию автомобильные пункты пропуска «Краскино» и «Пограничный», которые играют большую роль в российско-китайских взаимоотношениях. На июнь 2024 года строительная готовность каждого из них составляла 42 и 35% соответственно.
Строится трасса Владивосток – Находка – порт Восточный протяженностью в 146 км, которая важна для транспортного коридора «Приморье 1». На участке 18–43 км до города Большой Камень работа постепенно завершается. И в конце 2023 года президент распорядился выделить деньги на следующие 100 км, которые разобьют на 6 участков.
Стоит также отметить и то, что в мае был утвержден третий этап модернизации БАМа и Транссибирской магистрали – двух ключевых железнодорожных «артерий» Дальнего Востока. Их пропускной способности в 180 млн тонн сейчас катастрофически не хватает, поэтому к 2030 году она должна вырасти до 210 млн тонн в год, а к 2032 году – до 270 млн тонн. Также две линии должны соединить обе магистрали.
На Восточном экономическом форуме в 2024 году также обсуждали потенциал развития Хасанского округа – южной части Дальнего Востока, где проходит международный транспортный коридор «Приморье 2». Сейчас идет речь о том, чтобы развивать туристическую отрасль, а это потребует создать качественную инфраструктуру – в том числе транспортную: сейчас оно оставляет желать лучшего. В дальнейшем это может привести и к развитию грузоперевозок в регионе.
Новые логистические центры
Во внешней торговле России сегодня основная нагрузка приходится именно на Дальний Восток, и это не временный тренд. Поэтому в ближайшей перспективе развитие транспортной логистики ДФО будет во многом связано с экспортными стратегиями страны. А это требует не только улучшать транспортную инфраструктуру, но и формировать логистические центры.
Сегодня Дальнему Востоку не хватает складов на российско-китайской границе. Это вызывает задержки транспорта, который не может вовремя пройти разгрузку – срок пересечения границы увеличился до 7 дней. И даже если опустить вопросы торговли с Китаем, по всей России развивается e-commerce, федеральные ретейлеры осваивают регионы – все это повышает востребованность складов.
Поэтому в ближайшей перспективе на Дальнем Востоке будет происходить строительство новых логистических площадей и центров для обработки и экспорта продукции. Так ожидается крупный логистический центр в Приморье – площадью в 85 тыс. кв. м.: на площадке ТОР «Приморье», для Ozon. А также логистический центр на той же ТОР «Приморье», но уже площадью в 150 тыс. кв. м. для Wildberries.
Вполне вероятно, что на этом анонсы строительства новых складских площадей не остановятся. Учитывая то, что первоочередно логистические центры необходимы для наращивания торгового оборота с Китаем, возможно, и строиться они будут в сотрудничестве стран.
Цифровая трансформация
С учетом тех задач и целей, которые сегодня стоят перед Дальним Востоком – и на уровне региона, и на уровне бизнеса, – транспортная логистика будет постепенно проходить через цифровую трансформацию. Поскольку без новых технологий будет намного труднее, а где-то и невозможно наращивать объемы перевозок, повышать их безопасность и качество, снижать издержки, что нужно бизнесу всегда, но особенно немаловажно в текущей экономической ситуации.
Сейчас через достаточно активную цифровизацию проходят морские порты Дальнего Востока. В частности, в конце 2023 года порт Владивосток подключился к системе «единого окна» для оформления мультимодальных перевозок – чтобы оформлять документы в электронном виде, ускорить и упростить их обмен.
Кроме этого порт Владивосток тестирует электронные навигационные пломбы, чтобы улучшить контроль за грузом и ускорить процессы, требующие таможенного сопровождения. Регулярное внедрение новых технологий позволило порту Владивосток стать лидером ДФО по обработке грузов и лидером в стране – по обороту контейнеров.
Участники Восточного экономического форума, обсуждая развитие Дальнего Востока, также подчеркивали необходимость цифровизации, чтобы сокращать время оформления грузов, уменьшать зависимость от ручного труда. Причем отдельные решения по цифровизации логистических операций уже есть, сейчас ключевая задача – объединить их, интегрировать, обеспечить бесшовное взаимодействие.
Но помимо этого в ближайшей перспективе должно произойти более активное внедрение цифровых инструментов и на уровне бизнеса – как логистических компаний, так и предприятий, которые развивают свою логистику: например, в промышленном секторе, в ретейле. Справляться без технологий со всеми вызовами, которые встают перед логистикой в регионе, крайне сложно.
Барьеры развития транспортной логистики
Помимо сложностей с транспортной инфраструктурой, у Дальнего Востока есть и другие проблемы, которые тормозят развитие логистической отрасли, усложняют грузоперевозки – как автомобильные, так и железнодорожные.
Один из барьеров – климатические условия и сезонные ограничения. Движение может встать практически в любом сезоне: зимой – из-за мощных снегопадов и гололеда, в межсезонье – из-за ливневых дождей, тайфунов, что особенно опасно из-за несовершенств транспортной инфраструктуры. Размытые дороги, по которым совершенно не проехать, – не редкость. А летом и весной при высоких температурах или их перепадах на дорогах ограничивают движение, чтобы снизить риск повреждения дорожного полотна.
Второй барьер – это острая нехватка кадров для логистики. В 2023 году сфера «Транспорт, логистика, перевозки» входила в топ-5 по востребованности специалистов у работодателей. Количество вакансий в ней увеличилось на 67% год к году. О том, что дефицит кадров тормозит развитие всего региона, говорит не только статистика, но и участники ВЭФ.
Ситуация отчасти связана с усилением спроса на специалистов и рабочие руки в логистике – на фоне развития e-commerce, международных взаимоотношений с Китаем. Но для Дальнего Востока она усугубляется и проблемой оттока населения. И уезжает в первую очередь именно трудоспособная прослойка, люди 16–44 лет.
Преодолеть эти барьеры в одночасье невозможно. Это означает, что логистическо-транспортной отрасли Дальнего Востока придется адаптироваться и искать способы нивелировать давление дефицита персонала и климатического воздействия на перевозки – с высокой вероятностью это станет еще одним фактором, который подтолкнет компании Дальнего Востока к цифровизации логистики.
Новые технологии могут снизить зависимость от рабочих рук на рутинных задачах, помогать оперативно строить оптимальные маршруты с учетом чрезвычайных ситуаций, контролировать перевозку, оперативно реагировать на инциденты. Поэтому сегодня можно говорить о том, что развитие транспортной логистики Дальнего Востока в ближайшей перспективе будет неразрывно связано не только с созданием качественной инфраструктуры, но и с оптимизацией и цифровизацией логистических процессов на разных уровнях.