С 952 по 1115 г. территория современного Приморья входила в состав кочевой империи протомонголов – железной империи киданей. Император соседней китайской империи Северная Сун предпочел не воевать с кочевниками, а признал их и обязался ежегодно выплачивать дань в размере 200 000 рулонов шелка и 100 000 таэлей серебра.
Мир принес сунцам передышку, которой они воспользовались в полной мере. Торговцы объединялись в гильдии и создавали акционерные общества. Вновь открываемые предприятия государственного и местного значения включали в себя шахты, рудники, верфи, металлургические предприятия, солеварни, ткацкие и керамические мастерские, маслодавильни, винокурни, бумажные фабрики. Товары сунского производства распространились по миру вплоть до северной Африки.
Использование рыночных механизмов привело к тому, что национальный доход империи вырос примерно в три раза по сравнению с Европой того времени. Начался пышный расцвет сунских городов. Беспрецедентный товарооборот, использовавший в качестве денежных стандартов рулоны шелка и серебряные слитки, требовал и увеличения производства этих денежных средств и средств их размена – медной монеты.
К 1085 г. выпуск медной монеты увеличился до 6 млрд штук в год. Медная монета была весом в один цянь (около 3,5 грамма), что дало ей и соответствующее название. У нас она известна как чох, а в Европе – как кеш. Это была круглая монета с квадратной дыркой. Круглая форма символизировала небо, а квадрат – землю.
Через квадратную дырку монеты для удобства расплаты нанизывались в связки по 1000 монет. Существовала даже профессия нанизывателей монет, где каждый работник брал за работу по 10–20 монет из связки, поэтому количество монет в них никогда не достигало точно тысячи. Именно такие связки являлись главным расчетным средством на Дальнем Востоке, потому что за обычный обед нужно было заплатить сотни монет, а за покупку товара приходилось возить связки телегами. И считать все это поштучно было недосуг.
Цяни были трех видов – тун бао – «имеющее хождение сокровище, ходячая монета»; юань бао – «главное, основное сокровище, основная монета»; и чжун бао – «тяжелое сокровище» – монета, большая по размеру и весу, имевшая в себе 10 тун бао или юань бао.
Отливались монеты из меди с примесью олова-бронзы и цинка-латуни в специальных глиняных формах, как листья на ветке, после чего от «ветки» отламывались. К тому же форма дырки не давала монете проворачиваться, когда их насаживали на квадратную палку и обрабатывали края наждачным камнем. Лились монеты на государственных плавильнях, но и богатые феодалы также выливали монету нелегально, что сказывалось на их форме, весе и качестве. Например, выливаемые в Приморье монеты лились из местной меди, богатой цинком, поэтому были сероватого цвета, легко каменели в земле или опещеривались.
Огромное количество государственной медной валюты вывозилось из страны через международную торговлю. Эти монеты, выпущенные Сун, стали обычным явлением в экономиках Японии и Юго-Восточной Азии с его нынешним Приморьем. И было их много.
Привоз в Приморье денег из Китая и выплавка их местными «умельцами» привели к тому, что и до сих пор каждая вспашка огородов вместе с картошкой приносит и горсть монет империи Северная Сун.
А летом 1960 г. у села Афанасьевки Кировского района при рытье канавы был найден целый клад старинных монет. После того как сведения о находке дошли до Приморского краевого музея им. В. К. Арсеньева во Владивостоке, на место выехал сотрудник музея. Им были собраны у населения и на месте 132 монеты, ныне находящиеся в музее. Некоторое количество монет, по-видимому, разошлось по рукам. Это первый в Приморье клад средневековых монет, уцелевший в большей части.
По рукам и до сих пор расходится большое количество сунских монет. В 2004–2005 гг. жители села Лобановка выкопали в округе 118 монет. Большой клад в 1000 монет нашел житель Владивостока на Краснояровке, прямо глазами в обочине дороги на кладбище. 7000 монет нашли в Анучинском районе. В 2015 г. на распашке на поле у села Покровка Октябрьского района было обнаружено сразу 4000 монет. Летом 2024 г. при раскопках на территории Суворовского училища в Уссурийске археологи на глубине двух метров нашли в одном месте сразу 100 монет.
До сих пор в соседнем северо-восточном Китае при возведении каркаса жилища под серединой самой верхней центральной продольной балки плотники привязывают связку таких старинных монет из восьми штук, расположенных одна над другой и наглухо связанных красным шнурком. Красный цвет шнурка – символ радости и счастья. Число 8 определяется числом триграмм из гадательной Киги Перемен – И Цзин. Эти связки – также нередкие находки при раскопках средневековых жилищ Приморья.
Всего империей Северная Сун были выпущены 43 основных разновидности, различающихся по девизам императоров, номиналу и стилю написания иероглифов на монетах. Оборотная сторона монет, как правило, гладкая. Однако иногда на ней бывают небольшие дуги вроде полумесяца, которые предание объясняет как след ногтя императора или императрицы, прикоснувшихся к еще не просохшей глиняной форме.
Лицевая сторона северосунских монет всегда носит четыре иероглифа; два из которых обозначают девиз правления императора их выпускавшего, а два – ее номинал: тун бао, чжун бао или юань бао. Девизы правления представляют из себя лозунги, типа «мир и спокойствие», «счастливое благословление», «продолжение мудрости» и т. д. Есть среди таких монет и монеты с сакральными надписями.
Это монета тун бао и юань бао третьего императора Чжэнь-цзуна, выпускавшаяся в 1008–1016 гг. с девизом «сяньфу» – «амулет счастливого предзнаменования». Иероглифы «сяньфу» означают «благоприятное соответствие», но в то же время имеют значение и как «счастливый амулет». Это словосочетание подразумевает счастье, жизнь, богатство, карьеру.
Поэтому в соседнем с Приморьем китайском городе Хуньчуне такую монету до сих пор передают из семьи в семью и дарят молодоженам на свадьбу на их будущее счастье, богатство, процветание и потомство. Ведь иероглифы одновременно означают и «счастье», и «верительную бирку». Таким образом подарок удостоверяет предстоящее счастье, а все вместе и делает монету третьего императора Северной Сун «амулетом счастливого предзнаменования».
В монетном деле нашло отражение и развитие графических искусств Северной Сун – надписи на сунских монетах отличаются красотой и разнообразием почерков.
Вершиной монетной каллиграфии считаются надписи на больших монетах в 10 цяней, выпускавшихся в 1102–1106 годах его правления под лозунгом Чуннин – «величественное умиротворение».
Ему же принадлежат и надписи на монетах Дагуань 1107–1110 годов – «великолепное зрелище». По легенде, в конце пятого года правления Чуннин (1106 г.) астрологи, наблюдая за звездами ночью, внезапно обнаружили вспыхнувшую комету. Они посчитали это событие хорошим предзнаменованием и посоветовали императору изменить шестой год Чуннин (1107 г.) на первый год Дагуань, что император и сделал, лично начертив на формах для отливки иероглифы «да» и «гуань», увековечив таким образом великолепное зрелище падающей кометы в начертаниях.
Однако чрезмерное увлечение искусствами, пренебрежение государственными делами привело его самого к катастрофе: империя Северная Сун пала под ударами родившейся на небосводе истории новой империи – Золотой империи чжурчжэней – Цзинь. В 1127 г. столица Северной Сун была ими захвачена и разграблена, а сам каллиграф-император Чжао Цзи, вместе со всем двором, гаремом и 14 000 бывших подданных, был отправлен в ссылку на север. Где до сих пор в земле находят немало монет с его красивым письмом.
Юрий УФИМЦЕВ