Неопределенность с будущим – самая большая проблема для российского бизнеса. Такое мнение в интервью Forbes высказал президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.
За два года, что Россия находится под санкциями, рынок более-менее пришел в себя. «Мировые бренды ушли, но мы покупали товары», – отметил Алексеев.
Процессу не помешали ограничения по использованию доллара, введенные США. На смену американской валюте пришел юань. Это дало возможность ретейлерам закупать товары за рубежом.
Но вот в 2024-м все изменилось. «Банковская система в плане международных расчетов и международных финансов перестала работать совсем. Сейчас товары попадают в Россию только чудом. А что будет в следующем году?» – сказал Алексеев.
Президент группы компания DNS считает, что сейчас в стране в целом наблюдается потребительский бум: «Деньги появились у тех людей, у которых раньше не было, а у кого деньги были, стало их еще больше».
Но у бизнесменов нет видения будущего. «Соответственно, долгосрочные стратегии выстраиваются либо по принципу «как-нибудь проявимся», либо вообще не выстраиваются. Размышления о долгосрочных планах, трендах и перспективах в основном приводят к депрессии, нежели к каким-то хорошим идеям», – утверждает Алексеев.
Отдельные китайские банки ввели территориальные ограничения на открытие счетов локальным поставщикам, которые работают с российскими импортерами. Они не позволяют китайцам открывать счета, если поставщик пытается сделать это за пределами провинции, в которой он ведет свою основную деятельность.
Банкиры могут не отказывать официально, а предлагать ждать открытия счета шесть месяцев, а потом еще столько же, что неприемлемо для любой компании, говорит поставщик одного из импортеров.
Территориальные ограничения еще больше осложняют расчеты российского бизнеса с китайским, поскольку на фоне регулярных отказов банков в проведении платежей поставщики из КНР вынуждены часто открывать новые счета в тех кредитных организациях, которые продолжают принимать деньги из России. Постоянный поиск новых банков увеличивает транзакционные издержки и задерживает платежи.
Как сообщал KONKURENT.RU, сейчас большинство участников ВЭД около 80% своего рабочего времени посвящают решению проблемы платежей с Китаем. Ситуация остается нестабильной: в среднем сроки оплаты увеличились с 1–2 дней до 2–3 недель. «Вишенкой на торте» стал курс, по которому банкам доступны юани, – это создает дополнительные риски для обеих сторон сделки. В результате – многомиллионные убытки, нарушения цепочек поставок, срывы контрактов.