Октябрь этого года ознаменован двумя значимыми юбилеями – исполнилось 125 лет высшему образованию на Дальнем Востоке России и 75 лет со дня установления дипломатических отношений СССР и КНР. Причем первое своим просвещением на протяжении всех этих лет способствовало тому, что второе свершилось.
21 октября 1899 г. состоялось торжественное открытие первого в Приморье высшего учебного заведения – Восточного института, на котором присутствовали все известные должностные лица Приморской области.
В адрес института поступили приветствия от дипломатов и купцов, работавших в Китае, китайских представителей во Владивостоке, от востоковедческих учебных заведений России. В то время во всем Владивостоке проживало 29 000 человек, а сегодня это население кампуса ДВФУ, примерно такое количество людей ежедневно учится, преподает и развивает науку на острове Русском.
В пункте 1-м «Положения о Восточном институте» закреплялось: «Восточный институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку учащихся в нем лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях восточно-азиатской России и прилегающих к ней государств».
Восточный институт явился заведением нового типа, призванным связать науку с практической жизнью. На этом ставил акцент в своей приветственной речи и первый ректор нового заведения: «В Российское востоковедение необходимо внести живую струю практики, сделать его двигателем предпринимательской активности российского бизнеса в Восточной Азии и развития отношений с восточными соседями. Дать обучаемым верные сведения о реальной жизни восточных народов и практически применяемые результаты».
В связи с чем была разработана и учебная программа института: ежедневные утренние лекции и вечерние практические занятия. Посещение лекций студентами являлось обязательным, за пропуск занятий лишали стипендий.
Цикл обучения в Восточном институте был рассчитан на четыре года. На 1-м курсе все студенты изучали китайский язык, со 2-го начиналась специализация по четырем отделениям – китайско-японскому, китайско-корейскому, китайско-монгольскому и китайско-маньчжурскому, с изучением второго восточного языка. Кроме восточных языков обязательными курсами являлись английский язык, история, география и этнография Китая, Японии и Кореи, коммерческая география, политическая экономия, правоведение, счетоводство и товароведение. В первую очередь решение поставленной задачи зависело от преподавателей. Поэтому в институт пришли «сильные» кадры.
Директором Восточного института был назначен доктор монгольской словесности из Санкт-Петербурга А. Позднеев, впоследствии, за содействие делу народного образования монголов, получивший звание Дзюнь-вана (князя второй степени) от правительства Монголии.
Высшим органом института являлась Конференция Восточного института, в работе которой принимали участие представители различных учреждений, расположенных во Владивостоке: епископ, председатель суда, комендант крепости, начальник порта и другие.
Самым известным учеником Позднеева был Г. Цыбиков. По совету Позднеева Цыбиков лично посетил Тибет с целью изучения культуры этого недоступного в то время для европейцев региона в 1899-1902 гг., сделав первое описание этой «запретной страны» с позиций западной науки и став первым фотографом тибетской столицы Лхасы. Во Владивостоке он написал и подготовил в печать книгу «Буддист паломник у святынь Тибета» и знакомил с ее сведениями своих студентов, став в 1902 г. преподавателем тибетского, монгольского языков и истории Восточного института. На этом посту он находился вплоть до 1918 г.
Для подготовки к преподавательской деятельности в Восточном институте из Петербурга был командирован в Пекин А.Рудаков, после обучения ставший преподавателем, а впоследствии и профессором этого института, отдав делу преподавания истории всю свою жизнь. «Апполинарий Рудаков вошел в кабинет в сопровождении китайца-ассистента Чжоу Цзюньшэна, поддерживавшего его под руки, – вспоминал очевидец празднований 25-летнего юбилея института. – Он с трудом передвигался, так как у него частично были парализованы ноги. Подойдя к кафедре, он опустился на стул и читал лекцию сидя. В кабинете Рудакова висели изречения из книги Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасный труд, размышлять и не учиться – пагубно». Скончался Апполинарий Рудаков во Владивостоке в 1949 году.
Практическое востоковедение не могло обходиться без языка и без его носителей. Первым лектором стал Ван Ичжи, приглашенный в октябре 1899 г. для ведения практических занятий. К началу 1901 учебного года было уже три лектора китайского и один лектор маньчжурского языка – даур Юн Шэн. Приглашенный из Пекина преподаватель с ученой степенью Ци Шанпин имел опыт работы в русской дипломатической миссии и Русско-китайском банке, работал в институте с 1899 по 1905 г. Всего с 1899 по 1911 г. в Восточном институте преподавало 19 лекторов китайского языка. Какое-то время в институте преподавал Ян Минчжай.
Как только информация о революционных событиях в Китае – «Движении 4 мая» дошла до Москвы, это движение привлекло к себе внимание РКП(б) и Коминтерна. В апреле 1920 г. из Владивостока в Китай была направлена первая группа советских коммунистов во главе с Григорием Войтинским для содействия консолидации китайской интеллигенции и организации на их базе коммунистической партии. В Пекине группа Войтинского установила контакт с марксистом Ли Дачжао, а в Шанхае – с Чэнь Дусю. В составе группы в качестве переводчика был и Ян Минчжай, таким образом участвовавший в образовании КПК и организовавший в Шанхае ее первый информационный орган – Китайско-российское информагенство.
Серьезные знания давала и библиотека института, уже в 1901 г. насчитывавшая тысячи томов книг на русском, европейских и азиатских языках – только китайских книг за два года было куплено и получено в дар почти 9 тысяч томов.
При библиотеке имелся архив, основу которого составляли около 20 тысяч рукописных фолиантов, доставленных в 1901 г. Рудаковым, «имевшим возможность приобрести на месте китайско-маньчжурский цзян-цзюня архив, имевший громадное значение для изучения истории Северной Маньчжурии. Этот вклад в нашу библиотеку сразу поставил ее на уровень больших европейских ориентальных хранилищ, а по маньчжурскому отделу она стала единственной в своем роде, превзойдя даже Британский музей».
Библиотека была непременным местом показа всем высоким гостям института.
«Мы сидим на лекции, – вспоминал один из студентов 4-го курса ГДУ (преемника Восточного института) того времени. – Вдруг открывается дверь, и в проеме появляется голова Амундсена! Мы опешили. Повисло молчание. Тогда мы встали и все зааплодировали. Он поспешно прикрыл дверь. Впечатление незабываемое.
В ГДУ профессор Александр Гребенщиков показал путешественнику знаменитую аудиторию № 1, в которой хранилось 25 000 уникальных рукописных древних книг Маньчжурского архива. В кабинете ректора Амундсен оставил свою подпись в «Книге почетных посетителей» рядом с подписями Ху Ханьминя».
Упомянутый Ху Ханьминь прибыл во Владивосток в 1926 г. проездом в Москву для встречи со Сталиным. В то время Ху уже являлся видным государственным и политическим деятелем Китая, а впоследствии даже стал главой законодательного собрания Китайской республики. Местная пресса так описывала его визит: «Через полчаса Ху был в университете. В кабинете китаеведения у него была встреча с деканом восточного факультета и другими профессорами ГДУ. Затем гости прошли в клуб, где при переполненной аудитории профессор Рудаков произнес на китайском приветственную речь.
Ху выступил с ответной речью. Его избрали почетным студентом университета. Затем осматривали университет. Особое внимание товарища Ху привлекла огромная библиотека и образцовый порядок».
Кроме того, в институте имелась коллекция образцов китайских товаров – «в качестве необходимых наглядных пособий при изучении слушателями института науки товароведения». Хранились эти образцы в Торгово-промышленном музее института, и в 1909 г. насчитывали 3500 экземпляров.
Летом студенты и слушатели направлялись на четырехмесячную практику в различные места Китая. Студенты выполняли функции переводчиков при должностных лицах, в начале XX века активно занимающихся Китаем и посещавших его. Например, студент 3-го курса Хионин был командирован в качестве переводчика к генерал-губернатору Н. Гродекову во время посещения последним Маньчжурии в 1902 г.
С 1899 по 1916 г. институт окончило более 300 студентов и более 200 офицеров. Например, выпускники 1909 г. были причислены к МИД, работали в секретариате правления РКБ, погранкомиссарами, в управлении КВЖД.
История оставила нам и имена китайских студентов: Валентин Сунфу, Чжан Симань…
Чжан Симань стал сподвижником Сунь Ятсена, видным общественным деятелем Китая, создателем Общества китайско-советских культурных связей. В Восточный институт он поступил в 1911 г, одновременно занимаясь революционной деятельностью и собрав во Владивостоке отряд из 800 человек, принявших активное участие в Синьхайской революции. Сам Чжан был и активистом «Движения 4 мая» 1919 г., которое, «возникшее под влиянием Октябрьской революции в России, в знак протеста против грабительских решений Версальской конференции о передаче провинции Шаньдун Японии, вскоре переросло в общенациональную борьбу китайского народа против иностранных поработителей и реакционных правителей и привело к образованию в июле 1921-го Коммунистической партии Китая. Можно с полным основанием сказать, что «Движение 4 мая» было предвестником событий, которые 30 лет спустя привели к провозглашению КНР». И участниками этих событий были студенты Восточного института – первые «коллеги» студентов Дальневосточного федерального университета.
Сегодня преемник Восточного института – ДВФУ является не только драйвером высшего образования на Дальнем востоке России, но и драйвером развития острова Русского, на котором он расположен. И было бы «преемственно» в связи с этим назвать новые улицы расстраивающегося Русского именами Гомбожаба Цыбикова, Алексея Позднеева, Апполинария Рудакова, Ян Минчжая…
Юрий УФИМЦЕВ