20 лет назад высшее образование было критерием, по которому оценивался «успешный человек». Нет диплома – значит ты недостаточно умный. Сейчас высшее образование перестает быть фундаментальной ценностью, считает Елена Гаранина, психолог медицинского центра ДВФУ, кандидат социологических наук.
«У многих школьников есть представление, что среднее специальное образование более ориентировано на получение непосредственно практических навыков, в том числе и за счет того, что обучение в колледжах короче по срокам. Когда ребята-одногодки, учащиеся в вузе, будут только на 3-м курсе, данный человек уже получит специальность и сможет применять свои навыки на практике, то есть развиваться как профессионал», – рассказала Гаранина деловому еженедельнику «Конкурент».
Недавние школьники не воспринимают наличие диплома о высшем образовании как критерий успешного развития, для них гораздо важнее успешное профессиональное развитие, которое им дают в колледже, в более сжатые сроки. Но и сама ситуация в школах, когда идет сокращение наборов в 10–11-е классы, естественным образом влияет на принятие решения детей.
«Зачем тратить время на старшие классы, если можно пройти эту программу обучения в колледже, да еще и получить специальность? Плюс среди школьников распространено мнение, что вузовское образование просто им не пригодится. Более того, я в работе со студентами нередко слышу фразы «мне это не нужно» и «зачем меня этому обучают», добавляет эксперт.
Она полагает, что в сознании молодых людей доминируют мысли практической направленности и ценности своего времени. Это тоже является причиной того, что многие выбирают колледж.
Профессор ВШЭ Ирина Абанкина недавно заявила о снижении интереса к высшему образованию в пользу среднего профессионального. По ее данным, уже 56-60% выпускников 9-11-х классов выбирают учебу в колледжах и техникумах.