Право на введение платы за проезд большегрузных автомобилей (с массой свыше 12 тонн) по региональным и местным дорогам может быть передано субъектам Российской Федерации. Это решение поддержит капиталоемкие программы по строительству и ремонту дорог в стране в ближайшие годы, сообщил Алексей Цыденов, председатель комиссии Госсовета по направлению «Эффективная транспортная система».
На заседании президиума Госсовета с участием президента РФ Владимира Путина Цыденов отметил, что правительство недавно одобрило шестилетний план дорожной деятельности с объемом финансирования в 9,2 трлн руб. до 2030 г., в том числе 2,7 трлн руб. субсидий для регионов. Это на 30% больше, чем финансирование на 2018-2024 гг.
«Все регионы сейчас оценивают, сколько средств нужно для улично-дорожной сети. Мы понимаем, что потребуется дополнительное финансирование и предлагаем рассмотреть новые источники, включая возможность введения платности за проезд грузовиков массой более 12 тонн по региональным и местным дорогам. Поскольку регионы различаются по географии, дорожным сетям и транзитному трафику, важно наделить их правом принимать такие решения», – рассказал Цыденов.
Он добавил, что в некоторых областях региональные дороги расположены рядом с федеральными, где плата за проезд взимается через государственную систему «Платон». Это приводит к тому, что грузовые автомобили переключаются на региональные дороги. Поэтому целесообразно предоставить регионам возможность вводить платность.
«Субъекты смогут устанавливать тарифы, определять, по каким дорогам они будут действовать, и устанавливать льготы для определенных категорий, например, для мусоровозов или в случае перевозок стройматериалов для социальных объектов», – отметил он.
Для реализации предложенной инициативы потребуется принятие федерального закона и подзаконных актов, а также определение операторов на местах. «Мы предлагаем начать эту работу в рамках комиссии Госсовета, и все регионы поддерживают эту идею», – добавил Цыденов.
Власти РФ уже много лет обсуждают возможность распространения действия системы «Платон» на региональные дороги. Заместитель директора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков ранее говорил, что реализация такой меры вряд ли состоится в текущем году, так как требуется дополнительное время для проработки.
Летом прошлого года председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Евгений Москвичев предложил сделать платными все 70 тыс. км региональных дорог, входящих в опорную сеть, для транспортных средств с допустимой максимальной массой свыше 12 тонн. По его словам, эти средства могут быть направлены на восстановление дорожной инфраструктуры.
О введении платы на некоторых автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения заговорили и в Приморье. В феврале региональные власти даже опубликовали методику расчетов тарифов. Согласно им, платные дороги будут разбиты на три категории: созданные в результате реконструкции, комплексного обустройства; созданные в результате строительства; являющиеся отдельными искусственными дорожными сооружениями.
Проезд по искусственным сооружениям будет самым дорогим. Так, для транспортных средств с двумя и более осями (в том числе с прицепом высотой не более 2 м) здесь предлагается ставка в 29 руб. за 1 км, а с тремя и более осями (с прицепом высотой 2,6 м и более) – уже в 91,5 руб.
Тарифы по двум другим категориям более гуманны. Например, водителям фур с двумя осями придется платить 5 руб. за 1 км по дороге первой категории и далее с увеличением максимальной нагрузки транспортных средств ставка увеличивается. Не повезет, как и с искусственными сооружениями, большегрузам с тремя осями – им придется платить 14,25 руб.
Напомним, что оператором системы «Платон», действующей на федеральных трассах, является компания «РТ-Инвест Транспортные системы». В начале года ее основными владельцами стали АО «РТ-Инвест» и гендиректора компании. В конце 2023 г. доля одного из их крупных акционеров была продана, что стало частью плана по выходу из актива.