25 апреля FESCO отмечает 145 лет своей трудовой деятельности. На этом пути пройдено много миль, произошло много событий. Все они оставили заметный след в развитии Дальнего Востока.
Добровольный дальневосточный
История компании началась в далеком 1880 году, когда пароход «Москва», принадлежавший судоходному обществу «Добровольный флот», впервые пришел во Владивосток, положив таким образом начало регулярному морскому сообщению между европейской частью России и Дальним Востоком. На пароходе прибыл и агент Добровольного флота Дмитрий Есипов, открывший здесь первое представительство компании и приступивший к своим обязанностям 25 апреля 1880 года.
И именно общество «Добровольный флот» стало прародителем Дальневосточного морского пароходства и всей Транспортной группы FESCO. Собственно, добровольным он назван благодаря народным пожертвованиям, которые шли из разных уголков Российской империи. Даже военный губернатор Приморской области Г. Эрдман прислал из Владивостока свои 470 руб. 57 коп. Первыми судами стали купленные на немецких верфях грузопассажирские пароходы «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород». Им предстояло связать противоположные концы Российской империи. В те времена, когда Транссибирской магистрали еще не было, путь от центральной России до берегов Тихого океана мог занимать несколько месяцев.
Первый во Владивостоке
В 1880 году самый быстрый из пароходов Добровольного флота, «Москва», отправился в первый коммерческий рейс. 16 московских и одесских торговых фирм предложили к отправке более 60 тысяч пудов грузов, главным образом промышленных и продовольственных товаров. Уже 25 апреля судно встречали во Владивостоке. Штабная пристань и окрестные улицы были заполнены горожанами.
Жители города ликовали. Впервые письма и российские газеты владивостокцы получили всего через два месяца после их отправки. Портовые власти в честь офицеров парохода давали бесконечные торжественные обеды, в церкви отслужили молебен «О путешествующих». Не были рады этому событию только местные иностранные коммерсанты. Открытие регулярной морской линии Добровольного флота нарушило их монополию на доставку товаров и вынудило существенно снизить цены. 1 мая, дав три прощальных гудка, «Москва» покинула гостеприимный порт, но вслед за ней сюда пошли новые российские суда.
Свой флот
В этом же 1880 году уже вторым рейсом на Дальний Восток пришел пароход «Владивосток», ставший пятым по счету судном Добровольного флота и первым получившим приписку в порту Владивосток. Его командиром стал капитан-лейтенант П. Воронов. Общая численность экипажа насчитывала 33 человека. В Одессе на борту разместили 532 тонны груза, и 5 апреля «Владивосток» вслед за «Москвой» отправился в Тихий океан. В конце мая пароход зашел в Дуэ. Пополнив здесь запасы угля, судно 17 июня доставило груз в Николаевск-на-Амуре. 24 июня «Владивосток» прибыл к новому месту приписки. В первый же год он стал доставлять продукцию с Сахалина и Камчатки на материк, тем самым дав старт регулярным каботажным перевозкам на Дальнем Востоке. А морское агентство Добровольного флота во Владивостоке превратилось в маленькое пароходство.
13 августа 1880 года владивостокцы встречали пароход «Россия», доставивший 1350 тонн продовольствия, детали двух разобранных миноносцев для Сибирской военной флотилии, 59 офицеров, 994 солдата и 19 гражданских лиц.
С 1883 года в соответствии с заключенным с правительством соглашением пароходы Добровольного флота стали перевозить на Дальний Восток и переселенцев. Только за первые 10 лет существования морской линии судами Общества прибыли 22 243 переселенца, свыше 39 тыс. пассажиров и военнослужащих, а также доставлено более 84 тысяч тонн грузов различного назначения. Добровольный флот на Дальнем Востоке стал основным морским транспортным предприятием, обеспечивающим внутренние и внешнеторговые связи края на протяжении многих лет.
В трудные годы
Дальнейшая история компании – это история страны. В Русско-японскую войну четыре парохода Добровольного флота стали вспомогательными крейсерами, а семь – военными транспортами и госпитальными судами. Во время Первой мировой войны именно суда Добровольного флота перевезли в Россию через Тихий океан основную массу союзнических грузов. Также они использовались для перевозки между портами Дальнего Востока, русского Севера.
Пришедшие на смену революция и Гражданская война рассеяли по свету суда, собирать которые пришлось уже руководителям советского Добровольного флота, ставшего позже хорошо знакомым каждому приморцу Дальневосточным морским пароходством. После окончания Гражданской войны в России советское правительство занялось восстановлением морского транспорта.
11 января 1922 года декрет Совнаркома возвестил о возрождении Добровольного флота. В 1922 году в его состав возвращаются «Астрахань», «Георгий», «Индигирка», «Кишинев», «Олег», «Симбирск», «Симферополь», «Сишан», «Ставрополь», «Томск» и «Эривань». Вскоре к ним присоединились еще пять судов, уведенных из Владивостока в ноябре 1922 года адмиралом Г. К. Старком. К середине 1924 года у Добровольного фота имелось уже 14 пароходов.
ДВМП. Начало
В 1925 году отделение общества во Владивостоке было включено в состав «Совторгфлота», чтобы начать советский период истории компании. В него оно войдет уже под другим славным именем – Дальневосточное морское пароходство. В годы первой пятилетки (1929–1933 гг.) и второй пятилетки (1933–1937 гг.) идет процесс увеличения и модернизации торгового флота на Дальнем Востоке. Расширяется география маршрутов. В 1935 г. пароходы «Анадырь» и «Сталинград» совершили первый коммерческий рейс по трассе Северного морского пути с востока на запад. Все плавание заняло 87 суток. За это время они преодолели более 7600 миль и доказали, что Северный морской путь подготовлен для нормальной эксплуатации. В 1935 году на базе Владивостокского отделения Совторгфлота создано Дальневосточное морское пароходство (ДВМП).
К началу 1941 года торговый флот ДВМП уже состоял из 85 судов: 70 пароходов и 15 теплоходов, в том числе 5 танкеров.
Во время Великой Отечественной войны 8,24 млн тонн (47,1% от общего объема) стратегически необходимых грузов, направленных в СССР в рамках военной помощи, доставлены именно ДВМП через Тихий океан и порт Владивосток. На огненных маршрутах этой войны погибли 25 судов Дальневосточного пароходства и более 418 человек их экипажей. Все они увековечены на памятнике вечной славы Морякам торгового флота со словами: «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным». Прототипом центральной фигуры памятника, капитана, отдающего приказ, является Георгий Мезенцев. В годы войны он был начальником Дальневосточного морского пароходства.
Годы подъема
После войны флот компании был задействован в доставке грузов в отдаленные точки региона – на Сахалин и Курилы, на Камчатку и Чукотку, в Магадан и восточный сектор Арктики, где альтернативы морскому транспорту просто нет. В 1946 году создан пассажирский отдел.
В 1961 году моряки Дальневосточного морского пароходства впервые осуществили круглогодичную доставку грузов на Колыму. Тогда, в октябре 1961 года, во Владивосток прибыл новенький дизель-электрический ледокол «Москва». Тогда это было очень современное судно, гораздо более мощное и комфортное. Уже в декабре оно отправилось в Магадан в первую зимнюю навигацию. Гидрологом назначен Николай Бубнов, уже успевший за 5 лет распробовать вкус работы в Заполярье на других ледоколах.
«До начала рейса никто не мог даже предположить, как он пройдет. Опыта зимней работы в бухте Нагаева, в северной части Охотского моря, у нас не было. И ни у кого не было. Фактически экспериментальный рейс прошел блестяще, а «Москва» с поставленной задачей справилась настолько успешно, что руководство пароходства объявило о возможности круглогодичного плавания в этом районе», – вспоминал Николай Петрович.
На международном рынке
В 1965 году был выполнен первый заграничный круиз с туристами на теплоходе «Туркмения». Судно посетило порты Японии – Токио, Кобе, Хиросима, Нагасаки, Ниигату и Отару. В 1966 году на теплоходе «Русь» 420 советских туристов отправились в путешествие «Из зимы в лето» по портам Японии на теплоходе «Григорий Орджоникидзе».
Тогда же, в советское время, Дальневосточное морское пароходство стало всемирно известным. Именно тогда начали работу внешнеторговые линии FESCO, создавшие предприятию надежную репутацию безупречного перевозчика. Кроме того, на суда компании была возложена миссия по доставке грузов в отдаленные точки региона. В 70-е и 80-е годы между Владивостоком и портами Дальнего Востока работали семь экспрессных линий пароходства, связывающих Приморье с Камчаткой, Сахалином, Курилами и Магаданом.
Расширяя возможности
В XXI веке на базе Дальневосточного морского пароходства сформировалась Транспортная группа FESCO, включающая в себя не только морской, но и портовый, линейно-логистический бизнес, объединяющий самый широкий спектр транспортных услуг.
Сегодня приоритет FESCO – развитие интермодальных контейнерных перевозок, в том числе на Дальнем Востоке, с которым Группа исторически связана. Также FESCO расширяет географию сухопутных внутрироссийских и международных железнодорожных сервисов. Компания активно развивает 3PL-логистику, проектные перевозки, доставку «от двери до двери». FESCO занимает 36-е место в глобальном списке контейнерных перевозчиков.
На начало 2025 года во флоте FESCO более 30 транспортных судов. Суда Группы работают во всех районах мирового океана от Арктики до Антарктиды, от дальневосточных берегов до атлантического побережья. На каботажных направлениях действует шесть регулярных сервисов, связывающих базовый порт Владивосток с Сахалином, Курилами, Камчаткой, Чукоткой и Магаданом, а также Санкт-Петербург с Калининградом.
Сохраняется на предприятии и историческая преемственность – недавно в море вышел новый контейнеровоз со старым названием Moskva. Судно связало страны Юго-Восточной Азии с Санкт-Петербургом. А это значит, что славную традицию российского торгового флота и через полтора века продолжают моряки FESCO.
С днем рождения!
Руководство и многотысячный коллектив Транспортной группы FESCO в день рождения компании с оптимизмом смотрят в будущее. Как и 145 лет назад, важность их работы для Дальнего Востока и всей России трудно переоценить. И, как говорил когда-то директор ДВМП Виктор Миськов, компания будет жить и развиваться, пока не высохнет Тихий океан.
Юрий УФИМЦЕВ