Открытие во Владивостоке фабрики по обработке алмазов просто не могло пройти незамеченным. Во-первых, от этого есть несомненная польза экономике и имиджу города. Во-вторых, алмазы сами по себе материя красивая и будоражащая воображение. В-третьих, любое упоминание экзотической Индии вызывает у нашего человека щемящие душу ностальгические ассоциации: солнце, танцы, дружба с индийским народом, знакомым нашим соотечественникам, в основном, по личностям Зиты, Гиты и Индиры Ганди. «К» решил поближе познакомиться еще с одним индийцем. Знакомьтесь — Сунил Ганди, директор фабрики «Приморский алмаз».
С бриллиантами по жизни
— Умеете ли вы сами гранить и полировать алмазы?
— Этим бизнесом можно заниматься, только если знаешь его от и до. Чтобы иметь дело с алмазами, нужно чувствовать их: чтобы они были у тебя в крови. Как врач должен сам «вести» больного, так и мы не можем поручить свое дело другим.
— Вы испытываете к алмазам особенную любовь, или это для вас просто бизнес?
— Сейчас просто бизнес. В молодости было иначе — у меня, как и любого человека, при виде их глаза загорались. Сейчас я уже привык, и отношусь к ним просто как к товару. Меня часто спрашивают, почему я не ношу бриллианты. Просто когда видишь их каждый день, они приедаются, как и все остальное.
— Как вы решали для себя, кем быть, где работать, чему учиться?
— Особо раздумьями не мучился — я ведь в этом бизнесе, можно сказать, с пеленок. Мой дед основал фабрику по обработке алмазов 45 лет назад; с тех пор в этом деле и мой отец, и я, и мой брат, и мой старший сын. Где работать? Мы, бизнесмены, идем работать туда, где есть возможность делать деньги.
Что касается учебы, то у нас выбор при получении образования делается между двумя областями — научной и гуманитарной. К науке у меня склонностей не было, поэтому я выбрал гуманитарное направление, где изучают историю, географию, логику, политику и тому подобное, то есть то, что мне интересно. Полученных знаний мне вполне хватило.
— На что, кстати, похожа индийская система образования?
— На английскую систему, ведь Индия была британской колонией.
Россия — страна совсем не страшная
— Когда вы решили основать предприятие в России?
— Семь лет назад. Мой брат постоянно бывал по делам в Якутске. Администрация ему гарантировала поддержку, если он откроет там фабрику, он согласился, и в 1997 году она начала функционировать. Основать фирму во Владивостоке нам пришло в голову еще в 1999 году, но сначала мы хотели как следует поработать в Якутске, изучить условия и систему ведения бизнеса в России, одним словом, обосноваться. Время пришло, и в этом году мы открыли фабрику здесь. Как и в Якутии, краевая администрация нас старалась вдохновить на это решение, обещая всяческую поддержку.
— Вы все время говорите «мы». «Приморский алмаз» — предприятие независимое или аффилированное?
— Все наши компании независимые. Но это семейный бизнес, поэтому они все равно связаны друг с другом.
— Форум АТЭС повлиял на ваше решение открыть компанию во Владивостоке?
— В какой-то степени да. Конечно, это было грандиозное мероприятие для привлечения международного внимания к краю. Можно сказать, на наше решение повлияли многие факторы, и этот тоже.
— Сколько алмазов вы успеваете обработать в месяц?
— В течение месяца у нас трудились индийские специалисты, сейчас они уехали, так что в настоящий момент работа никак не движется. Мы начнем в середине июня, после того как в начале месяца получим алмазы из Москвы. Работать у нас будут россияне, более ста человек — сейчас они проходят обучение, которое, по обыкновению, длится от 10 до 30 недель.
— Иностранные бизнесмены в один голос говорят, что бизнес в России вести рискованно — из-за бюрократии, несовершенства банковской и налоговой систем, отсутствия личной безопасности и так далее. Но вы решились; что это — смелость, безрассудство, мудрость?
— Проблемы есть абсолютно во всех странах — разница только в их количестве. Индия, например, одна из самых бюрократических стран в мире, так что к сложностям этого рода мы как-то привыкли на родине. Вообще, по-моему, главное — вести дела честно, именно это позволяет развиваться, именно поэтому у нас есть представительства в Бельгии, Италии, Австралии.
— Кстати, о развитии. Собираетесь ли вы участвовать в проекте по поиску алмазов в Приморье?
— Сейчас однозначно нет, а дальше время покажет.
Русский с индийцем — братья навек
— В России вы когда-нибудь чувствовали к себе враждебное отношение?
— Никогда! У россиян с советских времен очень дружелюбное к индийцам отношение. Это одна из причин, по которым у нас здесь хорошо идут дела. Люди к нам очень тепло относятся. Когда я впервые побывал в России, я был поражен тем, что буквально все распевали песни из фильмов Радж Капура.
— Говорите ли вы по-русски?
— Совсем немного. Но зато практически все понимаю, и думаю, что не потерялся бы.
— Как вы думаете, хорошо ли вы за все время пребывания в России смогли ее узнать?
— Думаю, что за четыре года, что я здесь, узнал достаточно.
— Давайте проведем сравнительный анализ. Что между русскими и индийцами, на ваш взгляд, похожего и различного? Мешают ли бизнесу различия в менталитете?
— Раньше было сложновато, потом привык. Сейчас я понимаю язык, понимаю психологию, это помогает строить отношения. За годы, что я в России, сильно изменились и сами россияне. Я бы сказал, на них повлиял кризис 1998 года. Думаю, что лет через пять-шесть в обществе утвердятся общеевропейские стандарты. В том, что касается бизнеса, россияне более консервативны, чем индийцы.
Если говорить о личном, то русские и индийцы в целом довольно похожи, ведут сходный образ жизни. Например, дети не спешат жить отдельно от родителей — хотя, конечно, могут, если в состоянии себе это позволить. Мои родители живут с моей семьей в Бомбее. Что касается различий, то российская молодежь, в отличие от индийской, только начинает осваивать пространство демократии, и это является причиной большого разрыва между старым и молодым поколениями, вызывая взаимные конфликты. Но в целом у нас много общего.
— А положение женщины в обществе тоже похожее?
— В чем-то да, хотя не до конца. В российской семье часто женщина занимает главенствующее положение, в отличие от Индии — страны патриархальной. Я бы сказал, что в России женщины более ответственны, чем мужчины. Не знаю, как к этому относиться — может быть, для России это как раз то, что нужно. Существуют разные системы, и в каждой есть свои плюсы и минусы, хотя я думаю, что российская система лучше нашей. Хотя бы потому, что у женщин есть такое положительное качество, как осторожность, что ли — она не станет переходить за черту, перегибать палку, как это часто свойственно мужчинам.
— Как дела обстоят в вашей семье? Чем занимается ваша жена?
— Она совмещает ведение хозяйства с преподаванием французского и английского в школе. Когда-то она преподавала в университете, но потом перешла работать в школу, потому что школьный график позволяет работать неполный рабочий день и заниматься домом.
— Сколько времени вам удается проводить с семьей?
— Очень мало; я постоянно мотаюсь между Якутском, Москвой, Владивостоком и Бомбеем. Дома бываю примерно раз в шесть недель, когда приезжаю по делам. Конечно, она скучает, но что делать — иногда ради благополучия семьи нужно идти на жертвы. Это и есть ответственность.
Друг животных
— Как вы проводите свободное время?
— У меня его, в принципе, очень мало. Я работаю с утра до позднего вечера, потом иду домой, готовлю себе ужин...
— Сами? Это такая составляющая «джентльменского набора» индийских мужчин?
— Нет, вообще-то у нас это редкость. Но меня жизнь заставила этому научиться — хотя я и не жалуюсь. Я просто обожаю готовить. Дело в том, что я много разъезжаю, а вегетарианскую еду не всегда можно найти.
— Вы вегетарианствуете по религиозным или каким-то иным причинам?
— По религиозным. В джайнизме (Одно из течений индуизма. — Прим. авт.), который я исповедую, считается, что нельзя убивать ради наполнения желудка. Любое существо имеет право жить, и то, что оно не может сказать об этом, не дает права на его убийство. Я вполне разделяю эту философию.
— И все-таки, чему вы посвящаете редкие свободные часы?
— В целом мне нравится активный отдых. В воскресенье люблю выезжать на природу на пикник с компанией. Правда, в России почти все время холодно, не очень-то разгуляешься на свежем воздухе. Так что в большинстве случаев я остаюсь дома или иду в офис. Стараюсь заниматься спортом: дома у меня стоит беговая дорожка.
БЛИЦ
— Нравится ли вам индийское кино?
— Очень! У меня дома много кассет.
— Какой лучший подарок для женщины?
— Бриллиант, разумеется! Наш бизнес будет процветать, пока на свете будут существовать женщины. А поскольку их много...
— У вас есть заветное желание?
— По большому счету у меня все есть. А если я чего-то хочу, то прилагаю все усилия, чтобы этого достичь, и у меня, как правило, получается.
— Что вам в России нравится, а что — нет?
— Не могу выделить черт, которые приводили бы меня в особенный восторг. Страна как страна... Что касается негативных сторон, то, пожалуй, мне не нравится безразличие людей. Например, при парковке автомобилей. Люди ставят машину как хотят, и им даже в голову не придет, что из-за них дюжина человек не сможет до завтра тронуться с места.