2025-07-02T08:01:53+10:00 2025-07-02T08:01:53+10:00

Дорого, дико: стоит ли ехать в Приморский край на море

фото KONKURENT |  Дорого, дико: стоит ли ехать в Приморский край на море
фото KONKURENT

Сезон-2025 ничего не изменил в туротрасли Приморья. Приезжие из других субъектов ДФО и местные туристы, как и 30, и 20, и 10 лет назад, все так же готовы мириться с высокими ценами и неудобствами ради того, чтобы просто отдохнуть у моря. Те, кто может себе позволить большее, предпочитают экзотику других стран – Таиланд, Турция, Вьетнам, ОАЭ и Китай.

«Много ли отелей и баз отдыха в Приморье отвечают нормам сервиса?» – задается вопросом Фира Бабанина, создатель и руководитель базы отдыха «Близкие люди». И тут же отвечает: «К сожалению, нет».

По информации, опубликованной на сайте Росаккредитации, сегодня на территории Приморского края в единый реестр объектов классификации в сфере туристической индустрии включено 510 средств размещения. Большинство из них не соответствуют цене и качеству.

«Сегментация по большей части странная: на словах – «премиум», на деле – «эконом с доплатой». Это болезненно. Потому что турист, особенно не местный, сравнивает с югом, Турцией, Азией – и не прощает бумажной простыни за 9 тыс. руб. в сутки», – говорит Карина Кравченко, руководитель компании «Гранд Тур».

В туристической отрасли наблюдается устойчивый рост цен, затрагивающий все аспекты путешествий: от проживания и питания до транспортных услуг. Анна Филимонова, руководитель компании «Дороги мира», объясняет это неизбежным влиянием инфляции, вынуждающим туроператоров корректировать стоимость своих предложений.

«Несмотря на наличие бюджетных вариантов размещения, например гостиниц за 5,5 тыс. рублей в сутки, многие туристы, особенно приезжающие издалека, стремятся к более комфортным условиям. Во Владивостоке наблюдается дефицит качественного номерного фонда, что вынуждает бронировать номера заранее. При этом стоимость проживания в более-менее нормальных отелях варьируется от 75 тыс. до 94 тыс. руб. в сутки. Аренда катера бизнес-класса обойдется в 250 тыс. руб. в день», – подсчитала Филимонова.

Тут еще любопытен портрет массового потребителя. Так уж случилось, что многие наши граждане одиннадцать месяцев в году (из которых шесть или семь приходятся на тоскливую зиму и дождливую весну) заняты не очень интересным, зато очень однообразным и часто малооплачиваемым трудом.

После работы этих же самых граждан засасывает домашняя рутина со скворчащими котлетами, укоризненно возвышающейся в раковине посудой и скачущим ребенком, которому надо почитать перед сном книжку и которого с утра перед работой надо записать к логопеду и аллергологу. За выходные этим несчастным гражданам надо переделать дела, до которых не дошли руки и голова в будни.

Этим гражданам не до туризма вообще, они просто хотят отдохнуть. Хотя бы десять дней в полугодие пожить радостно и беззаботно. Не безбашенно, ломая ноги на неочищенном и заваленном чем попало берегу базы отдыха, и не отчаянно, спустив все сбережения на экспедицию в заповедные земли, туры на джипах или местечковые круизы. А именно беззаботно. Без лишних хлопот.

Не получается. Нет дорог, электричества, воды, канализации, а с некоторых пор куда-то подевались полицейские, пожарные и врачи. Свои проблемы с туристической инфраструктурой. Фира Бабанина считает, что проблема не всегда в отсутствии желания у владельцев баз отдыха. Зачастую развитию качественного сервиса препятствуют бюрократические сложности. Она приводит в пример собственный опыт: несмотря на наличие ЛЭП рядом с участком, подключение к электросети заняло три года, что повлекло за собой значительные финансовые и временные потери. «Знаю случаи, когда базы отдыха так и не смогли добиться подключения к электро­энергии и вынуждены были отстаивать свои права в суде, оставаясь в неопределенном положении», – говорит создатель и руководитель базы отдыха «Близкие люди».

В этих условиях, как отмечает Анна Филимонова, все усилия приходится направлять на то, чтобы развеять устаревшие стереотипы о Приморье. Вместо представлений о холодном море и тиграх на улицах туристам демонстрируют преимущества, недоступные на привычных курортах: теплое море, великолепную природу, безопасные места для наблюдения за тиграми и дальневосточную кухню.

И народ начинает присматриваться, изучая на сайтах предложения турагентств, прикидывает, что, может, и не такие уж у нас и замусоренные пляжи, и не такая уж бедная инфраструктура. Итог: поток туристов из центральной России чуточку подрос (4 млн туристов посетило Приморье в прошлом году, из них 450 тыс. – иностранцы).

Оксана Зяблова, директор турфирмы «Пять звезд»: «Теплое Японское море, где с июля по сентябрь можно купаться, – это фишка Приморья! В России много хороших гостиниц, а вот Японское море только у нас! Вкусные ракушки, рыба, красивый ландшафт, острова, природа, много уникальных, заповедных мест – все это влечет туристов. Важную роль играет близость «спокойных» границ с КНР и КНДР, что дает возможность совместить тур по России и поездку на 2–3 дня в Китай».

Власти региона тоже не сидят сложа руки и пытаются что-то сделать. Например, хотят решить проблемы, создав единый реестр объектов туристической индустрии. Он предполагает, что прошедшие классификацию объекты будут соответствовать требованиям безопасности, санитарии и комфорта. Кроме того, зарегистрированные предприниматели обязаны платить туристический налог, который должен направляться на развитие инфраструктуры.

Однако, по мнению представителей бизнеса, процесс вхождения в систему классификации сложен. Фира Бабанина отмечает, что отсутствие реальной технической поддержки делает все усилия по улучшению сервиса неэффективными, а бизнесмены вынуждены «выкручиваться» и испытывать постоянное напряжение.

Анна Филимонова: «В случае с Приморьем пока непонятна калькуляция и сам результат нововведений, однако со временем, полагаю, все адаптируются, алгоритмы будут отработаны, классификация даст структурное понимание данного сегмента, а туристический налог станет важной мерой поддержки в развитии инфраструктуры для туристов и горожан. По примеру с Адлером, где на набережной установлены красивые скамейки, оснащенные табличками, что они были приобретены на средства от туристического налога».

Будущее приморского туризма также за круглогодичным федеральным курортом в бухте Алеут Хасанского округа, рядом с морским биосферным заповедником и самым южным островом России – Фуругельма. Его общая площадь превысит 150 гектаров с береговой полосой протяженностью полтора километра. Планируется построить семь гостиниц разной звездности и апартаменты на 3800 номеров. Стоимость проекта, по предварительным оценкам, может составить 30 млрд руб.

Правда, на недавнем X Тихоокеанском туристском форуме министр экономического развития Приморья Андрей Блохин заявил, что только стоимость проведения электричества для работы круглогодичного морского курорта составит около 26 млрд руб. «Курорту не хватает инженерной инфраструктуры. Многие сталкиваются с проблемами отсутствия электричества. Для понимания: тот же самый Хасан – проект стоит 30 млрд, протянуть туда электричество – 26 млрд. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос с федеральными властями», – говорил Блохин.

Анна Филимонова: «Проект призван частично нивелировать сезонность и станет привлекательным местом отдыха для дальневосточных и приморских туристов, которые получат возможность комфортного отдыха в любое время года».

Карина Кравченко: «Ставка на Хасанский округ – это хорошо, но Приморье не про один флагман, а про сотни живых, красивых, недооцененных локаций. Инфраструктура нужна не точечно, а системно. Тогда регион заиграет».

А пока туристические интересы для большинства потенциальных туристов все-таки простираются за тысячи километров от дома. И сколько их ни гипнотизируй мантрами о том, как здорово в Приморье, результат один – жажда простого и недорогого отдыха по системе «все включено» в действительно райских местах.

Так, по данным Погранслужбы ФСБ РФ, количество путешествий за границу в январе – марте 2025 г. составило 2,24 млн, это на 10,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лидером выездного турпотока стали ОАЭ, где отдохнули 466,3 тыс. российских туристов, это на 8,5% больше, чем в первом квартале 2024 года. Второе место занимает Таиланд с 348,5 тыс. (минус 1,4%), за ним следует Египет с 342,8 тыс., это на 46,7% больше, чем годом ранее.

В топ-5 также вошли Турция (337,3 тыс., минус 7,8%) и Китай (243,75 тыс., плюс 49,4%). В первую десятку попали Абхазия (66,7 тыс.), Армения (55,8 тыс.), Шри-Ланка (46,2 тыс.), Грузия (39,2 тыс.) и Азербайджан (38,8 тыс.).

Согласно статистике, всего россияне в первом квартале выезжали за рубеж со всеми целями 5 573 170 раз, это на 4,5% больше, чем за тот же период 2024 г. Самыми популярными направлениями для зарубежных поездок со всеми целями стали Абхазия (918,8 тыс.), ОАЭ (638 тыс.), Турция (609,5 тыс.), Таиланд (552,6 тыс.), Казахстан (489,5 тыс.), Китай (449 тыс.), Египет (427,3 тыс.), Грузия (196,5 тыс.), Армения (183,25 тыс.), Узбекистан (118,9 тыс.).

«Несмотря на геополитические сложности, многие по-прежнему летают в Таиланд, Турцию, Вьетнам, ОАЭ. Это объяснимо – цена и уровень понятны, климат стабилен», – говорит Карина Кравченко.

«Дальневосточники часто выбирают Китай, несмотря на возникающие зачастую сложности с оплатой. Эта страна очень «легкая» и безопасная для туризма, – добавляет Ольга Абраменко, организатор проекта «Время для себя» (путешествие для женщин без мужей и детей).

С другой стороны, по словам Абраменко, те, кто предпочитает безопасность, взяли «заграничную паузу» и ищут новые направления внутри страны. «Им хочется путешествовать, открывать что-то новое, но при этом чувствовать себя уверенно и спокойно», – поясняет она.

По мнению представителей туротрасли, нынешняя ситуация – шанс для внутреннего туризма. И очень верят, что этим шансом воспользуются власть имущие, а не будут ждать до последнего китайца.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram