2009-12-15T16:47:04+10:00 2009-12-15T16:47:04+10:00

Продать, пока не расслоился

Экологическая обстановка в российских городах ужасающая. Почему в центре Токио и Пусана по сравнению с Москвой и Владивостоком дышится как на природе? Одна из основных причин кроется в некачественном топливе, которым у нас заправляют автомобили.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проверило качество российских нефтепродуктов на некоторых АЗС. Результат: половина продукции не соответствует принятому в России техническому регламенту. В Приморье проверку, кстати, не проводили. Очень жаль, т.к. ситуация с качеством топлива в крае хуже некуда.
Ключевыми игроками на топливном рынке Приморья являются ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт». Первая компания принадлежит ОАО «Нефтяная компания «Альянс» (часть ОАО «Группа «Альянс») и занимает доминирующее положение на рынке, владея в крае 114 АЗС, из них 24 во Владивостоке. Всего на Дальнем Востоке «Альянс» владеет 255 АЗС, а также НПЗ в Хабаровске. 29,9% акций холдинга, владеющего НК «Альянс», принадлежит Мусе Бажаеву (брату погибшего Зии Бажаева), 23% — Мавлиту Бажаеву (другому брату Зии), 29,9% акций — несовершеннолетнему сыну Зии Бажаева.
«РН-Востокнефтепродукт» входит в вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК) «Роснефть» и реализует бензин на 34 АЗС, из которых в краевом центре расположено только пять. Владеет Комсомольским-на-Амуре нефтеперерабатывающим заводом.
Кроме этих двух гигантов легальной продажей топлива в Приморье занимаются еще 77 независимых операторов, доля которых на рынке не превышает 40%. Большинство из них покупают продукцию оптом у тех же «Альянса» и «РН-Востокнефтепродукт».
Оба дальневосточных НПЗ, откуда в Приморье и поступает большая часть топлива, гордятся тем, что делают. На Хабаровском НПЗ говорят: «Наше топливо не только не портит, но и улучшает работу двигательной системы автомобиля». Однако, несмотря на все заявления и приводимые цифры инвестиций в производство, приморские потребители твердо убеждены в том, что покупают некачественное топливо. Японские автопроизводители с ними солидарны. Так, дилер Toyota рекомендует заправлять приобретенные у него машины с бензиновыми двигателями только Аи-92. «Недавно я решил заливать 98-й, — рассказал корр. «К» руководитель одной компании. — Через неделю на свечах образовался толстый слой налета. Теперь пользуюсь только 92-м. Качество этой марки в Приморье, конечно, тоже не самое лучшее, но зимой машина на 92-м хотя бы заводится».
Эксперты говорят, что октановое число доводят до необходимого значения присадками не только на АЗС, нефтебазах, но и на заводах. Один из способов «улучшения» бензина и дизтоплива — добавление антидетонационных присадок на основе ферроценов. Использование ферроцена планируется запретить, но на данный момент он разрешен к использованию.
«В России, в отличие от остального цивилизованного мира, до сих пор разрешено применение ферроценовых присадок: максимально допустимая доза — 18 мг на литр бензина, — рассказали в компании «AGA Владивосток». — Правда, за соблюдением норм никто не следит. Наиболее активно используются самые дешевые и вредные. Недавно подобные присадки были запрещены в Китае, теперь китайская присадочная промышленность работает на Россию».
В «Мицубиси Сервис», где регулярно ремонтируют поврежденные двигатели с системой GDI, сообщили: «Чем выше октановое число, тем меньше срок хранения бензина. По истечении срока топливо просто теряет некоторые свои свойства. Но есть сведения, что «бензин без свойств» поступает в Приморье изначально. Затем на АЗС добавляют ферроцены, чтобы снова повысить октановое число на несколько единиц».
Дмитрий Ерошенков, директор Универсальной транспортной компании: «Некачественный бензин делает свое черное дело. Появляется налет на свечах, двигатель начинает троить. Особенно не нравится заправляться на «Альянсе».
С дизельным топливом ситуация еще хуже. Некоторые мировые автопроизводители просто отказываются поставлять в Россию дизельные модели из-за низкого качества продающегося в нашей стране топлива. Чтобы вероятные поломки не портили имидж брэндов.
Сергей Ефремов, генеральный директор группы компаний «Ефремофф»: «Вопрос о качестве топлива в Приморье — риторический. Оно просто ужасное! Во-первых, часто зимой вместо зимнего топлива продают летнее. При температуре -10 градусов оно замерзает, и начинаются проблемы. Во-вторых, на заправках вместо нормального дизтоплива часто продают судовую солярку. Мы перевозим грузы вплоть до Якутии, очень часто топливные системы наших машин просто убиваются».
В компании «AGA Владивосток» добавили: «В российском дизельном топливе много серы. Кроме того, в дизтопливо тоже добавляют присадки, причем отечественного производства. В результате получается термоядерная и даже опасная смесь. За неимением качест-венного топлива мы рекомендуем пользоваться различным средствами, которые очищают всю топливную систему от нерастворимых смолистых отложений. Либо добавлять суперантигели для дизтоплива».
Серьезные изменения в законодательство были внесены в 2000 г., когда была попытка ввести ГОСТы серии 41, разработанные на основании правил Европейского экономического комитета ООН и соответствующие стандартам Евро-2. С 2002 г. в России работает также норматив Евро-3. Он предъявляет конкретные требования к качеству бензина: содержание свинца должно быть до 0,005 г/л, серы — не более 0,015%, бензола — до 1% и т.д. Год назад был принят технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Однако обязательными эти стандарты так и не стали. Во-первых, в нынешнем законодательстве предусмотрены наказания за нарушение ГОСТов, а не технических регламентов. Во-вторых, штрафы составляют десятки тысяч рублей. Для владельца АЗС или оптовой базы это не деньги. Сегодня Ростехрегулирование разработало проект изменений в Административный и Уголовный кодексы РФ, устанавливающих повышенную ответственность за нарушение регламентов. Но точные суммы штрафов и другие виды ответственности пока не прописаны.

Комментарий

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза: «В России действует 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов. Они работают в соответствии с техническим регламентом. Что подразумевает техрегламент? Бензин должен выпускаться не ниже второго класса, то есть Евро-2. Но помимо крупных заводов, которые принадлежат ВИНКам, есть еще масса мини-заводов, которые выпускают все что угодно. Как правило, их техническая оснащенность не позволяет выпускать даже бензин Евро-2.
Чтобы изменить ситуацию, надо Ростехрегулированию сформировать систему контроля за качеством моторного топлива в обороте. В настоящее время системы нет. Ростехрегулирование даже ничего не делает в этом направлении. Не могу сказать, сколько в стране бензина, не соответствующего второму классу. Никто не знает. Но распространению контрафакта способствует акцизная политика. Акцизы на бензин велики. Проще взять так называемый технический бензин, перевезти его на нефтебазу и там при помощи присадок превратить в моторное топливо. Главное — продать побыстрее, пока не расслоился! И никакие штрафы не изменят ситуацию».
Егор БАТАЛОВ