2025-08-11T11:58:10+10:00 2025-08-11T11:58:10+10:00

Сколько неизведанных путей хранит в себе Приморье?

фото: Ю. Уфимцев |  Сколько неизведанных путей хранит в себе Приморье?
фото: Ю. Уфимцев

В период с начала XII до середины XIII века Приморье переживало эпоху расцвета, будучи частью чжурчжэньской империи Цзинь. Это время ознаменовалось значительным развитием городов, сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры.

Территория не пустовала. Помимо коренных народов сюда прибывали большие потоки мигрантов, иногда вынужденных, которые оседали в долинах, лесах и на сопках, формируя сеть поселений – от крупных городов (по тем временам) до небольших деревень. Были созданы системы укреплений, мелиорации, колодцев и дорог.

Обилие дорог – явный признак освоенности территории. И дорог в Приморье той эпохи было действительно много. Владимир Арсеньев, исследователь, досконально изучивший регион в начале XX века, отмечал наличие древних укреплений, расположенных в самых разных местах – на горах, в долинах и даже на перевалах. Он также обращал внимание на другие сооружения: колодцы с каменной кладкой, дороги, поднимающиеся в гору серпантином, выемки в скалах, окопы, насыпи и валы из щебня. Арсеньев был уверен, что эти сооружения относятся к глубокой древности и отражают важные исторические события, происходившие в Уссурийском крае.

Чжурчжэньская дорожная сеть в Приморье действительно была обширной и разветвленной.

Арсеньев писал, что старинные дороги встречаются повсеместно, и если дорога вела на гору, минуя удобный перевал, то на вершине наверняка находилось укрепление. Он датировал эти колодцы и дороги XII–XIII веками. Исследователь, например, описывал случай, когда в 1907 г. он случайно обнаружил старинную дорогу. Она искусно обходила крутые подъемы и перевалы, местами хорошо сохранившись, а местами исчезая. Земляные работы указывали на то, что это была важная дорога с интенсивным движением.

Другой исследователь описывал древнюю дорогу с каналами, выемкой в скале и мощением, пролегающую по левому берегу реки Клепочной. Рядом, между устьем реки Кедровки и рекой Суйфун (Раздольной), находилось укрепление.

Еще одно свидетельство развитой транспортной инфраструктуры – след старинной дороги, идущей в направлении к северо-востоку позади домов братьев Худяковых (напротив поселка Раздольное). По словам братьев, когда-то вдоль дороги росли дубы возрастом 200–300 лет, которые впоследствии были вырублены. Вдоль дороги также находились старые курганы, один из которых пытались раскопать корейцы.

«Поблизости села Никольского пролегает древняя дорога в виде шоссейной насыпи со рвами по сторонам – совершенно сохранившийся путь сообщения, прорезывающий Южно-Уссурийский край», – отмечал уже третий исследователь.

В 1916 г. учитель из Ново-Никольска отмечал, что многие современные дороги, ведущие из города, повторяют древние маршруты. Он упоминал почтовые тракты на Михайловку и Полтавку (Саньчакоу), а также дороги на Глуховку и вдоль левого берега реки Суйфун, ведущие к Барановскому полигону.

Разные люди, разные времена, разные места – но одно остается неизменным: эпоха империи Цзинь. Именно тогда, судя по свидетельствам, здесь кипела жизнь, и движение было настолько интенсивным, что проложенные тогда пути до сих пор определяют наши маршруты.

Старожилы Уссурийска еще в 1916 г. вспоминали о следах старинных дорог, которыми новое население края стало пользоваться с самого начала своего появления. Эти дороги служили настоящими артериями, по которым волна колонистов проникала в наиболее удобные для поселения места. Опыт и знания древних жителей были полностью использованы переселенцами.

В Никольске (ныне Уссурийск) и его окрестностях до сих пор можно увидеть следы этих древних дорог. Один из таких участков, хорошо сохранившийся, проходит около забора питомника Южно-Уссурийского Общества Любителей Садоводства и Огородничества, соединяя Галичевскую улицу с кладбищем. Дорога, дренированная канавами с обеих сторон, имеет отличное полотно. В юго-западном углу города также хорошо просматривается след старинной дороги.

Путешественник Елисеев, посетивший Уссурийский край в 1892 г., писал: «От всей значительной древней культуры края, где еще в период 1114–1234 г. введены были все государственные учреждения Китая, к приходу русских переселенцев, помимо археологических памятников, остались лишь следы дорог, проведенных по всему краю».

Он подчеркивал, что гораздо большую пользу для русского поселенца от древней культуры края составили многочисленные дороги, известные как «манзовские тропки». Эти тропы пересекали всю страну, даже самые глухие таежные уголки. Хотя большинство из них, которые, согласно археологическим данным, когда-то были проезжими дорогами, теперь заросли травой и были поглощены тайгой, превратившись в охотничьи и зверовые тропы, они все равно оказали неоценимую помощь новому русскому населению. Переселенцы нашли в этих тропах, проложенных неведомой рукой, целую сеть артерий, пересекающих дикую и незаселенную страну. Некоторые из этих тропок, как, например, от Цимухэ (ныне река Шкотовка) по берегу Уссурийского залива на Сучан (ныне река Партизанская), за несколько лет превратились в настоящие проезжие колесные дороги. Другие же еще ждали своей очереди, но, как предсказывал Елисеев, Южно-Уссурийский край вскоре должен был быть испещрен порядочными дорогами, которые все лягут по узкой линии манзовских троп.

И действительно, так оно и произошло. Например, повозки (ступицы колес которых – частая находка в раскопах приморских археологов) разъезжались из провинциальной столицы чжурчжэньского Приморья – крепости Суйбинь (ныне – Уссурийск) в разные стороны по мощенным плитам и оснащенным дренажными канавами дорогам. В нынешние времена по асфальту данных трасс разъезжаются большегрузы на Полтавку и Михайловку.

Сколько же еще неизведанных путей хранит в себе Приморье? В мае 2025 г. журналист делового еженедельника «Конкурент» отправился в составе научной экспедиции Приморского отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края. Путешествие началось от устья реки Цукановки и пролегало до ее истоков, у подножия Черных гор, на границе с Китаем.

Главной целью экспедиции было исследование сохранившихся фрагментов древней дорожной сети юга Приморья. Особое внимание уделялось маршрутам, которые когда-то соединяли нынешние китайский Хуньчунь и российское Краскино. Практически сразу после начала пути участники экспедиции наткнулись на впечатляющие остатки древней дороги. Она была выложена камнем, по краям проходили дренажные канавы, а местами виднелись древние бордюры. Этот путь, протянувшийся на многие километры через Кабанью падь, оказался совершенно нетронутым современным влиянием. Местами его сохранность превосходила даже некоторые участки нынешней международной трассы на Хасан. Вдоль дороги то тут, то там встречались следы бывших поселений, постоялых дворов и культовых построек.

Дальнейшее исследование привело к обнаружению остатков древнего вала между падями Кабанья и Елисеева. Более детальное изучение местности выявило крупное городище, в центре которого находилось каменное основание острожка размером 20 на 15 метров. Сохранившаяся дорога вела прямо к этому городищу, а затем уходила из него через падь Семеновский Базар, направляясь в Китай.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX