В своем характере этот индиец сочетает свойственную ему от природы мягкость с практичностью настоящего восточного негоцианта. Он любит откровенность, но считает, что русским бизнесменам стоит поучиться в переговорах быть хитрее.
Торговаться, как индус
– Господин Чакрабарти, в ходе выступления на одном из мероприятий вы сказали: «Я русский». Что означает для вас быть русским?
– Пример из жизни. Каждый день прихожу на работу, перевожу деньги через банк по карточке. Все прекрасно, удобно. И вдруг в один прекрасный день моя карта не работает, перевод за границу сделать нельзя. Куча сложностей, в Индию теперь приходится через полмира лететь. Обычно те люди, которых я видел, кроме русских, в такой ситуации начинают устраивать бунт на корабле: «Почему без моего согласия что-то предприняли и теперь у меня куча проблем?!»
Русский человек не ищет легких путей. Я раньше понимал эту поговорку в буквальном смысле. Вроде русский в субботу-воскресенье не валяется на диване, а продолжает вкалывать. Теперь понимаю, что русский – как вода. Какую бы преграду вы ни поставили перед течением, вода всегда найдет выход.
Русский человек не будет с кем-то спорить и не пойдет демонстрацию устраивать. Будет искать план Б. Если Б не получается, очередь за В и так далее. Это мне нравится в русских, и я очень хотел бы быть таким.
Ну, конечно, русский – это означает еще и сильный, тот, кто защищает слабых. Если кто ведет себя не совсем хорошо, нужно объяснить, что не стоит так делать, иногда даже популярно.
Но самое главное «русское»: не сидеть дома и не винить судьбу, а руки-ноги вперед, искать выход из любой ситуации.
– В чем вы видите цивилизационную близость индийской и русской культур?
– Народы: и русский, и индийский – очень гостеприимные. Мы никогда не боимся и не расстраиваемся, если вдруг приходят незваные гости. Очень любим общаться открыто. Из-за этого иногда возникают неприятные ситуации, но они всегда заканчиваются хорошо.
Европеец никогда не скажет, что вам на штаны капнул кетчуп. Сделает вид, что не заметил. Русские, индиец в первую очередь скажут: вы запачкали одежду, давайте помогу.
Праздники. Если в году 12 месяцев, то обязательно должно быть хотя бы 13 праздников. В Индии есть праздник вроде Масленицы, когда неделю блинчики едят, а потом 40 дней пост. Кстати, в марте индийцы тоже сжигают чучела, отмечая приход весны, обсыпают друг друга красками.
В России 10 дней во время Нового года народ отдыхает. Даже банки закрыты. Примерно через месяц у нас будет похожая ситуация – перерыв на 10 дней. Это праздник победы Добра над Злом, в честь богини Дурги, которая убила демона. Вся Индия будет отдыхать, и если кто-то приедет туда в эти дни, то обнаружит, что никакие частные и государственные конторы не работают.
В наших странах после здоровья самой большой ценностью считаются близкие, семья и друзья. Что для человека больше всего нужно? Именно они останутся с тобой до последнего дня.
– Существуют ли «национальные особенности поведения» индийского и российского бизнеса?
– В Индии по любой сделке всегда принято торговаться. Причем очень круто. Но не так, как на базаре: человек назвал цену 100 рупий, а второй предлагает 50. Если хочешь купить, то собираешь всю информацию про преимущества и недостатки продукта. На основе чего начинаешь очень жестко торговаться. Даже если вы дали самую низкую цену, покупатель все равно будет думать, что вы ее завысили. Вот в чем проблема.
Русские предпочитают доверять контрагенту, скромничают. «Вы мне 5% скидку сделайте». А продавец – с удовольствием, потому что мог дать 30–40%. Торговаться некоторые русские очень хорошо умеют, я видел это. Но не все еще поняли, что бизнес – это, во-первых, «доверяй, но проверяй». Во-вторых, надо пытаться узнать, какие у контрагента слабые стороны, и ни в коем случае свою слабость не показывать.
Для индуса важно продать товар подороже, но чтобы покупатель об этом не узнал. А если узнал, тогда создается впечатление, как будто я тебя обманул. Обманывать нельзя, это карму портит очень сильно.
А русские в первую очередь начинают все свои карты открывать. Кстати, это еще одна причина, почему мне нравится в России, по своей натуре я лучше буду доверять человеку. Русские сразу начинают по-честному: мне надо вот столько-то купить, но у меня денег есть столько-то. Притом некоторые умеют вести переговоры просто шикарно. Можно в бизнес-академиях показывать.
«На чае все сошлось»
– Почему именно чай стал для вас делом всей жизни?
– В свое время я понял, что жить надо «здесь и сейчас» и не стоит на длительный период строить какие-то планы. Я в Россию приехал учиться, поступил на инженерный факультет. Потом по своим способностям понял, что инженером мне не быть, все-таки гуманитарий.
В 2001 г. начал работать в Москве, в представительстве Madhu Jayanti Ltd. Потом понял, что в столице только офис, а вся инфраструктура здесь, на Дальнем Востоке – и перебрался во Владивосток. Так что «в чае» я почти 25 лет.
Самое главное, я всегда хотел здесь заниматься тем делом, от которого мои две родины получили бы какие-то плюсы. Это либо должен быть российский товар в Индии, либо индийский – в России. На чае все сошлось.
– Изменилось ли производство чая за все те годы, что вы им занимаетесь?
– Скорость формирования чайных пакетиков в свое время была около сотни за минуту. На сегодняшний день в нашей фабрике выпускается уже больше 250 пакетиков в минуту. Наши конкуренты достигли скорости 350 пакетиков.
Появилось много добавок. Но я не совсем с большим энтузиазмом смотрю на ту продукцию, где не только чистый черный или зеленый чай, а обязательно какие-то добавки. Допустим, водку с лимонным соком пить – насколько это интересно?
– Чай – биржевой товар? Насколько стоимость чая подвержена колебаниям?
– Биржевой товар однозначно. Но колебания, слава Богу, не очень сильные. Почему чай подорожал несколько лет назад? В год прихода COVID люди не могли работать. Чай не собирается без участия людей никак.
– Где, в каких условиях выращивается ваша продукция?
– 60% чая приходит из Южной Индии, горного района в штате Тамилнад. 35–40% поступает из Калькуттского порта, там чай из северо-восточного штата Ассам: выращивается высоко в горах, качество его, конечно, лучше, чем из Южной Индии. Но наша продукция «народная», поэтому мы не можем очень сильно добавлять североиндийский чай, иначе продукция будет дороже. Сами видите, инфляция в России с трудом контролируется!
Если человек увидел, что такой-то чай вырос в цене, он моментально переходит на другой. Что придумаешь для того, чтобы твой чай всем понравился? Только качество, определенный аромат и вкус этой заварки. Вкус у всех разный: кому-то нравится крепкий, а кто-то не любит терпкий. Ничего нового не придумаешь, при этом покупатель всегда ждет что-то новое. Приходится голову ломать. Понятно лишь, что если чай будет принадлежать определенному ценовому сектору, на него всегда найдется свой покупатель.
– Madhu Jayanti Ltd занимает одно из ведущих мест в мире по объемам экспорта индийского чая. Оказывают ли на компанию давление за деятельность в России после начала специальной военной операции (СВО)? Санкции каким-то образом повлияли на импорт чая во Владивосток?
– В отличие от западных стран, где часто можно услышать удивленное: «Ой, ты что, еще работаешь с Россией?», в Индии подобного отношения нет. Я лично совершил пять-шесть поездок в Индию после начала СВО, и никто меня не осуждал.
Что касается санкций, их влияние проявилось. Все, что работало, в один прекрасный день перестало функционировать. Стало невозможно найти контейнер в Индии для отправки чая во Владивосток, а банки отказались от международных переводов. Однако постепенно ситуация стабилизировалась. Стоимость фрахта вернулась почти на доковидный уровень: если раньше перевозка контейнера из Индии стоила 2200–2300 долларов, то сейчас ее можно осуществить за сумму чуть более 3000 долларов. Примечательно, что до начала СВО мы платили за чай в долларах, а теперь – в рублях. Эти рубли без проблем конвертируются в рупии в индийском филиале Сбербанка.
– Сейчас «Джей Ти» обеспечивает весь Дальний Восток весовым и пакетированным индийским чаем под марками «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король джунглей», «Уссурийский тигр», «Синий алмаз». Вы импортируете до 1500 тонн байхового чая в год. В планах были экспорт в Белоруссию, Монголию, Китай… Есть ли возможности для наращивания объемов?
– В настоящее время отправлять чай даже в центральную часть России становится не совсем целесообразно из-за логистических сложностей. Железнодорожные контейнеры стали менее доступны, поскольку заняты стратегическими грузами. В результате приходится прибегать к услугам автоперевозчиков, что обходится в несколько раз дороже. Стоимость килограмма продукции достигает 500 руб. Учитывая объемность чая – в 40-футовый контейнер помещается максимум 10–12 тонн – доставка до Москвы увеличивает конечную стоимость продукции примерно на 27–30%.
Уральский хребет фактически разделяет Россию. За Уралом проживает огромное количество потенциальных потребителей, но наш чай туда не доходит. Поэтому на сегодняшний день наша основная территория сбыта – от Магадана до Забайкалья. Еще два года назад мы договорились о крупных поставках в Красноярск и Кемерово, но были вынуждены отказаться от них из-за высокой стоимости доставки.
Что касается экспорта в Китай, это похоже на попытку продавать водку в Россию. Китайцы говорят: «У нас есть свой зеленый чай, а вы предлагаете черный». Мы попробовали начать сотрудничество. Некоторое время наши дистрибьюторы самостоятельно отправляли чай в КНР. Через Улан-Удэ мы пытались наладить поставки в Монголию, но этот рынок оказался не очень перспективным. Но потом поняли, это надо по-другому делать. Послать человека с 20 тоннами чая, чтобы он продал его за несколько минут, не получится. Нужен надежный партнер с той стороны, чтобы понемногу сбывать продукцию всего ассортимента. Свой мерчендайзер. Сидя во Владивостоке, сложно это контролировать.
Поэтому сырье подорожало почти на 40%. Но уже с позапрошлого года цены стабилизировались и сильно не растут.
– Сообщалось, что ООО «Джей Ти» собирается выпускать также кофе «3 в 1», а также LATTE CHAI со вкусом индийских специй. Удались ли планы?
– Сначала мы хотели изготовлять кофе прямо в нашем цехе, потом везти из Индии в готовом виде. Нам не удалось запатентовать индийское название, поскольку в России существует аналогичный бренд у туристической компании. Ни кофе, ни чая она не выпускает, тем не менее нам с разрешением на регистрацию препятствуют. Длится судебное разбирательство.
Просто бодрящий эффект
– Считается, что русские – одни из самых взыскательных ценителей чая и готовы платить хорошие деньги за хороший напиток. Так ли это?
– Россия действительно входит в число лидеров по потреблению чая на душу населения, занимая второе или третье место в мире. Безусловно, есть те, кто готов выложить круглую сумму за изысканный сорт. Однако это не является повсеместным явлением. Как и в любой сфере, здесь есть разные категории потребителей. Кто-то предпочитает автомобиль премиум-класса, а кто-то вполне доволен надежной машиной с историей. Так и с чаем: одни ищут в напитке утонченность и наслаждение, другие – просто бодрящий эффект. Для последних важен скорее объем и доступная цена.
– Существует ли чайная мода? Какие сорта сейчас популярны в мире и чем это обусловлено?
– Сегодняшняя тенденция в чайном мире проста: вкус, качество и польза для здоровья. Маркетологи активно используют этот тренд. Например, часто можно услышать, что зеленый чай полезнее черного из-за меньшего содержания кофеина. Однако, если оба сорта собраны в одном регионе, количество кофеина в них будет практически одинаковым. В чае нет углеводов, жиров или белков, поэтому сам по себе он не может быть вреден. Единственное ограничение – не стоит давать детям слишком крепкую заварку.
В целом чай – это полезный напиток. Остатки заварки можно использовать как удобрение для комнатных растений. Чайные пакетики помогают снять отеки под глазами, а чайная вода – укрепить волосы.
– Во Владивостоке открылось бизнес-представительство Республики Индия – «Деловой альянс Владивосток – Индия» (Vladivostok India Business Alliance или VIBA). В каких отраслях экономики, на ваш взгляд, партнерство России и Индии достигло наибольших успехов? А в каких – потенциал для развития пока еще гораздо больше, чем уже достигнутые успехи?
– Что касается деятельности VIBA, то для точной оценки требуется дополнительное изучение. Лично я получил приглашение на первое собрание организации, находясь в Индии. На данный момент, помимо меня, во Владивостоке постоянно проживают всего два индийских предпринимателя. Тем не менее товарообмен между нашими странами демонстрирует положительную динамику. Индия активно закупает российские энергоресурсы и вооружение. В свою очередь, Россия импортирует из Индии не только продукты питания, но и оборудование, медикаменты, химикаты и другие товары, получившие одобрение на российском рынке.
Однако, несмотря на рост товарооборота, потенциал для развития сотрудничества огромен. Существует ряд сдерживающих факторов. Во-первых, это транспортная доступность. Ограниченное количество авиарейсов между Москвой и Дели (всего один в день) создает существенные трудности для бизнесменов и туристов, желающих путешествовать между странами.
Во-вторых, в условиях демографических вызовов и кадрового голода в России остро стоит вопрос привлечения квалифицированных специалистов. Индия ежегодно выпускает большое количество образованных и талантливых молодых людей, ищущих возможности трудоустройства по всему миру. К сожалению, многие из них остаются на родине, где за тяжелый труд получают минимальное вознаграждение.
На мой взгляд, коммуникации и человеческий ресурс являются двумя ключевыми направлениями, где российско-индийское сотрудничество пока находится на начальном этапе развития.
– Ваше мнение по поводу дефицита платежного баланса между Индией и Россией. Есть ли пути выхода?
– Индия предлагает широкий спектр товаров народного потребления. Практически любой продукт можно найти на индийском рынке, в том числе и от брендов, покинувших Россию.
Например, Индия могла бы стать надежным поставщиком качественной одежды, которая на российском рынке зачастую представлена по высоким ценам. Лично я, приезжая в Индию, всегда приобретаю рубашки и свитера. Свитера из стопроцентной шерсти предлагаются по очень привлекательным ценам, а хлопчатобумажные и льняные рубашки отличаются превосходным качеством, разнообразием стилей и расцветок, далеко не ограничиваясь традиционными сари. Индийские ткани по своим характеристикам не уступают итальянским.
Перевернуть горы
– Проблема ДФО – дефицит человеческого капитала. Как вы его решаете?
– К сожалению, мы пока не можем полностью решить эту проблему. Во-первых, наше предприятие расположено под Артемом, куда не ходит общественный транспорт. На данный момент у нас открыты как минимум три вакансии. Мы испытываем трудности даже с поиском уборщика. Чтобы справиться с текущими задачами, вынуждены договариваться с имеющимися сотрудниками о дополнительной оплате за выполнение обязанностей, которые выходят за рамки их прямых должностных инструкций.
– Среди студентов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) значительную часть составляют студенты из Индии. Привлекаете ли вы их для стажировки или работы? Планируете ли в принципе привлекать работников из Индии?
– Нам требуются в основном женщины на позицию фасовщиц. Эта работа предполагает целый день монотонного труда: сидеть у станка, принимать и передавать пачки продукции. Поэтому студенты, как правило, не представляют для нас интереса. Мы могли бы предложить стажировку только на должность офис-менеджера. Привлечение же фасовщиц из Индии сопряжено со значительными расходами: это оплата перелетов минимум раз в год, проживание и питание. Ситуация была бы иной, если бы у нас были открыты более высокооплачиваемые вакансии, где сотрудники могли бы зарабатывать 150–200 тыс. руб., а не 50 тыс.
– Существует мнение, что россияне склонны к лени. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть это утверждение?
– Я бы не сказал, что русские ленивы в абсолютном смысле. Скорее, я видел людей, которые, возможно, ценят себя выше или не видят полного соответствия своих возможностей занимаемой должности. Они не готовы браться за любую работу, потому что у них есть выбор. В России, как правило, больше вакансий, чем соискателей. Однако, если жизнь ставит человека в трудное положение, русский может проявить невероятную силу духа и свернуть горы.
Чай с президентом
– Какой вы руководитель – авторитарный или демократичный?
– Гарантированно могу сказать, что среди моих работников никто меня не ненавидит. Скорее всего, ко мне относятся с симпатией. Не боятся. Могут подходить с такими просьбами, с которыми мне самому было бы стыдно обратиться к начальнику.
– Не жалеете, что когда-то променяли Москву на Дальний Восток?
– Я никогда ни о чем не жалею. То, что прошло, – прошло. Если тебе нынешняя ситуация не нравится, значит, прими какие-то меры и поменяй ее. Москва, конечно, намного удобнее. Но там нет моря, до природы на отдых далеко добираться.
– Что, кроме работы, приносит самое острое удовольствие вам?
– Путешествия. Обожаю бывать там, где красивые места, красивые люди. В Приморье очень нравится, побывал почти везде, от Находки до Дальнегорска.
– Из всего сделанного в последний год что вызывает наибольшую гордость?
– Скорее всего, моя семья. В Приморье у меня жена и дочь. Мы часто путешествуем в Индию. Мне удалось свести вместе моих индийских и русских родственников. Братья моей жены тоже бывали в Индии. Все мои родные поддерживают теплые отношения.
– С кем из великих людей вам бы хотелось выпить чаю за одним столом?
– Есть много достойных кандидатов, но больше всего – с Владимиром Владимировичем Путиным. Это была бы большая честь. Я с удовольствием готовлюсь посмотреть новый фильм о нем, «Кремлевский волшебник».
У меня накопилось много вопросов к президенту. Я всегда внимательно слежу за его деятельностью. Это не значит, что я безоговорочно одобряю все его действия или являюсь его фанатом. Нет. Но он действительно уникальный человек. Я горжусь нашим президентом и считаю его настоящим супергероем.