2025-09-06T09:54:10+10:00 2025-09-06T09:54:10+10:00

Морские пути дорожают, контейнерный рынок падает. Кризис на руку Севмпорпути?

Фото: freepik.com |  Морские пути дорожают, контейнерный рынок падает. Кризис на руку Севмпорпути?
Фото: freepik.com

Стоимость прохода судов через Босфор и Дарданеллы за последние два года выросла в семь раз. Не остается в стороне и Суэцкий канал, являющийся одним из важнейших мировых транспортных коридоров. Здесь цены поднялись на 5-15% в зависимости от типа судна, сообщил по итогам сессии в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) генеральный директор транспортной группы FESCO Петр Иванов.

На фоне растущих издержек на традиционных морских путях, интерес к Трансарктическому транспортному коридору (Севморпути) будет только расти. Как подчеркнул Петр Иванов, этот маршрут является не только быстрее, но и безопаснее. Увеличение стоимости прохода через Босфор, Дарданеллы и Суэц делает Севморпуть еще более привлекательной альтернативой для международных грузоперевозок.

Интересно, что, несмотря на рост стоимости прохода через каналы, ставки фрахта на контейнерные перевозки демонстрируют тенденцию к снижению. Например, стоимость перевозки одного 20-футового контейнера (1 TEU) по маршруту Шанхай – Владивосток упала с 9 тыс. долларов в 2021 г., до 1,5-1,7 тыс. долларов. В FESCO объясняют это охлаждением спроса и профицитом тоннажа флота. Ожидается, что до 2028 г. в строй будет введено около 10 млн TEU новых контейнерных мощностей, что продолжит оказывать давление на тарифы.

Контейнерный рынок в принципе остается нестабильным. Это требует от логистических компаний гибкости и наличия нескольких стратегий. По словам Петра Иванова, FESCO активно хеджирует риски, развивая как deep sea маршруты (дальние морские перевозки), так и железнодорожные перевозки.

По данным транспортной группы, контейнерный рынок России в январе – июле составил 3,66 млн TEU, что на 5,4% меньше, чем годом ранее. Импорт снизился на 8%, до 1,32 млн TEU, железнодорожный транзит – на 4%, до 336 000 TEU, внутренние перевозки – на 15%, до 690 000 TEU. Совокупный контейнерный экспорт вырос на 6%, до 1,12 млн TEU. В июле снижение рынка ускорилось, следует из статистики FESCO. Оно составило 9% год к году, до 496 000 TEU.

Общие перевозки контейнеров по сети РЖД в январе – июле составили 4,4 млн TEU (-3%). Из них во внутреннем сообщении было отправлено 1,74 млн TEU (-4%), а в экспортном – 1,39 млн TEU (+8%). Статистика компании приводится с учетом перевозки как груженых, так и порожних контейнеров.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX