2025-09-19T11:14:20+10:00 2025-09-19T11:14:20+10:00

Как быть, если родители не знают, как отдыхать?

Взрослые все время работают и детей видят только по выходным, в промежутке между домашними хлопотами. Ребенок чаще всего получает внимание-разрешение: «Да, можно пойти, купить» – или подарок-задабривание «Вот тебе новый айфон, отстань от меня!»

Трудоголизм родителей обусловлен не только текущим временем, но и усвоенной с детства привычкой: «Отец, мать работали, мы сами со всем справлялись и выросли, людьми стали». А что же послевоенное поколение? А там гремучая-кипучая энергия труда совсем не сочеталась с отдыхом. Вспомним фильмы и книги: все они, как один, о производстве и о колхозах. Тунеядство считалось нарушением закона. Отдых только в определенное время. Да и какой отдых? Смена деятельности. Из-за станка на шесть соток, с фермы на свое подворье.

Получается, что из поколения в поколение формируется неприятие отдыха как возможности снять усталость, улучшить настроение, отказавшись от привычной деятельности. Весь советский период был посвящен борьбе с чем-то или за что-то. Организм человека в состоянии непрекращающегося тонуса, то есть стресса, быстро изнашивался. Постоянно следуя НАДО и ДОЛЖЕН, человек подвергается атакам болезней, но родительские предписания в сознании даже выросших детей не дают послабления.

Человеческому мозгу свойственно пребывать в двух состояниях – возбуждения и торможения. Секрет успешного функционирования заключается в сочетании, а не превалировании одного над другим. Но родители учат не словом, а примером. На словах «У тебя каникулы!», а на деле – список дел в доме и в огороде. Так выросло поколение гонцов за рублем. В конце 20-го столетия российские дети слышали одно: «Надо работать! Деньги! Деньги! Деньги!»

Понятие об отдыхе, когда крушились советские ценности, обесценивалось вместе с советскими рублями. Если бабушки и дедушки как-то минимально уделяли внимание кратковременному свободному времени: настольные игры в семье, чтение книг, совместный просмотр кинофильмов, походы и экскурсии, те же дворовые праздники или даже игры в домино, в шашки и шахматы, то у следующих двух поколений времени хватало только на походы по магазинам и по гостям. Для многих бывших комсомольцев отдых стал преимущественно застольным или диванным.

Впрочем, трудоголизм – такое же аддиктивное поведение, как разные зависимости. Неумение отдыхать взрослых сказывается на детях. Родители работают. Ребенка в лагерь, к бабушкам-дедушкам или – «Вот тебе телефон – развлекай себя сам!». Понятие семейного отдыха стало анахронизмом. Паттерн родительского поведения «надо перенапрячься, чтобы позволить себе расслабиться» намертво усваивается детьми. Но проблема в том, что нездоровые, пребывающие в состоянии перманентного, но неосознаваемого стресса, родители не могут дать здоровье детям.

В начале 21-го столетия больше 90% детей шли в первый класс, не имея нормального здоровья. А в школах учебная нагрузка растет неуклонно. Стрессогенными факторами для младших поколений является не только необходимость усвоить огромный пласт знаний, но и стремление стать кем-то значимым. Плюс проблемы взросления.

Казалось бы, наличие телефонов и компьютеров должно облегчить учебный труд и разгрузить зумеров и зетов от непосильных нагрузок. Но нет. Постоянное внимание новостям из телефона, навязчивый скроллинг в телефоне здоровья не прибавляют – мозг постоянно занят обработкой информации. Взрослые думают, что дети ленивы и безынициативны, а младшее поколение уходит в «цифру», испытывая колоссальные перегрузки на органы зрения, слуха и, конечно, мозга.

Родительские предписания, усвоенные ребенком на самой ранней стадии развития, никуда не уходят, даже если внешне ребенок, вне зависимости от его фактического возраста, подвергает его сомнению или отрицает. Делу время, потехе – час. «От одной работы, школьной, современные учащиеся погружаются в сомнительный отдых – общение с гаджетами. Идет физиологическая перестройка детей нового тысячелетия. «Они другие! Дети-индиго!»

Определения людей особенностей нового поколения не дают полной картины того мира, который видят дети.

Человеку отдых нужен уже не как награда за труд, а для восстановления жизненной энергии, без которой нет здоровья, жизни, тем более успеха в жизни. Но как быть, если у поколения отцов и детей разные туннели реальности? Как организовать семейный отдых, который просто необходим для выживания современной семьи как института? Индивидуализм, спутник капитализации общества, не свойственен российской культуре.

Индивид долго будет бродить в тумане в поисках освобождения от стресса. Группа (семья) скорее освободит родного человека от усталости и снимет отрицательно заряженную энергию. Семья заряжает людей разных поколений на новые достижения.

Опять вернусь к старшим членам семьи: «Вот построим светлое будущее, и тогда!» Конечно, рожденные в 1970–80-х люди коммунизм уже не строили, но словесную программу переняли: работать сейчас, чтобы хорошо жилось потом.

Есть один нюанс. Человеку несвойственно вкладываться в будущего себя. Будущее «Я» для настоящего «Я» – незнакомец, чужой. За представление о себе в настоящем и себе в будущем отвечают разные участки коры головного мозга. А когда оно будет, будущее? Наш современник так долго мечтает об отдыхе, так много средств на него тратит, что хочет получить ощутимые дивиденды. Для себя и всей семьи.

В силу разности поколений, их ценностей и мотивов совместный отдых может быть недостижимой мечтой. Для старших важны моменты единения и покоя, средние нуждаются в активных и расширяющих горизонты впечатлениях, младшие жаждут интерактивных приключений и эмоций. Общим знаменателем для всех возрастов могут стать комфортный отдых, предполагающий возможности для развлечений по интересам, и копилка впечатлений.

Организаторам семейного отдыха следует учесть общечеловеческую потребность иметь отдельную комнату для каждого члена семьи. Сон – это важнейший фактор восстановления сил. Общее пространство – это обеденная зона и места для приготовления пищи. Прекрасным дополнением к отдыху могут быть различные мастер-классы, площадки для творчества. Вдохновляет и заряжает энергией спортивная деятельность с ориентиром на возрастные особенности поколений семьи. Игровые площадки необходимы не только младшим, но и старшим.

Туристические туры должны учитывать интересы взрослых и детей. Традиционные формы отдыха бумеров включают посещение театров, музеев, чтение книг, пешие прогулки, занятия спортом, общение с друзьями и семьей. Многие представители старшего возраста предпочитают активный досуг на свежем воздухе, путешествия по историческим местам и участие в культурных мероприятиях.

Иксы характеризуются индивидуализмом, критичным мышлением и желанием развивать личностные качества. Люди часто экспериментируют с новыми видами активного отдыха, путешествуют самостоятельно или небольшими группами, ищут нестандартные маршруты и необычные впечатления.

Первое поколение цифрового мира, игреки, ценят комфорт, доступность технологий и мгновенное удовлетворение потребностей. Им важны социальные связи, яркие эмоции и визуальная привлекательность мероприятий. Среди популярных форм отдыха выделяются онлайн-развлечения, походы в кино, кафе, рестораны, фитнес-клубы, спортивные мероприятия, корпоративные вечеринки.

Несмотря на сильную привязанность к технологиям, многие зумеры осознают важность баланса между виртуальной жизнью и реальной средой обитания. Все больше молодых людей увлекаются осознанностью, саморазвитием и заботой о своем здоровье.

Высокий уровень цифровой грамотности у поколения зет позволяет им легко адаптироваться к изменениям и осваивать новые технологии. Важно отметить склонность младшего поколения к быстрому переключению внимания и кратковременному удовлетворению желаний.

Стоит обратить внимание на неочевидную выгоду от совместного времяпровождения людей с разными интересами. В процессе общения и особенно взаимодействия в новой для себя деятельности в человеческом мозге появляются новые нейронные связи. Совместная деятельность дает людям неожиданный кеш: новые знания и опыт, развитие отношений в семье в другом ключе.

Выход из зоны комфорта даже в рамках ограниченного пространства – отдых, так идет перезагрузка привычных алгоритмов действий. Люди привыкли действовать автоматически: так быстрее решать повседневные задачи. Сталкиваясь, разные мнения дают возможность действовать вне обычных, обусловленных опытом, рамок мышления, спонтанно. Спонтанность, поток – благоприятное поле для творчества. Творчество – прекрасная разрядка.

Даже полярные поколения – бумеры и зеты – могут обогатить друг друга инсайтами. Эволюция, снабдив человека зеркальными нейронами, дала ему возможность подражать неизвестным образцам поведения, заражаться чужим сценарием, переживать неведомые ранее впечатления.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX