2003-06-03T15:30:00+11:00 2003-06-03T15:30:00+11:00

Николай Морозов: «Подкупать людей в день выборов не так просто»

фото KONKURENT |  «Подкупать людей в день выборов не так просто»
фото KONKURENT

Жаркие споры разгорелись на последнем заседании краевого ЗакСа при принятии во втором чтении Избирательного кодекса (ИК) Приморья: депутаты рассмотрели вопросы о сроке полномочий власть предержащих, практике досрочного голосования, барьера явки избирателей. О настоящем и будущем выборных кампаний в крае корр. «К» расспросил разработчика ИК, председателя комитета ЗакСа по региональной политике и законности, лидера Приморского отделения СПС Николая Морозова.

— Николай Александрович, что подвигло разработчиков собрать разрозненные законы о выборах в единый Избирательный кодекс? К очередным выборам готовитесь?

— У меня к созданию кодекса был чисто профессиональный интерес. Хотелось подготовить закон, который и по существу, и по форме — по юридической технике — стал бы лучшим образцом регионального законотворчества новой России. Думаю, такую же цель преследовали и другие разработчики кодекса — профессор Сергей Князев, адвокат Евгений Коровин, депутаты Олег Липаев и Геннадий Бучирин. Мы собрались и решили, что принятие такого кодекса положительно скажется на имидже нашего края, в том числе и на его открытости и привлекательности для инвесторов.

Нам необходима реформа регионального законодательства. Даже иностранцы постоянно жалуются, что законы в России противоречивы, нестабильны, разрозненны. Потому в наших планах — работа над бюджетным, земельным законодательствами. А начали мы с самого наболевшего для Приморья, с избирательного права.

— Какие основные изменения ждут избирательную систему Приморья с окончательным принятием кодекса?

— Самое сложное для нас было прописать в законе партийное представительство, когда половина депутатов Законодательного собрания будет избираться по привычной мажоритарной системе, а другая половина — от политических партий. Мы первые в России зафиксировали технологию «открытых списков» — избиратель сможет проголосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата внутри списка.

Далее, увеличен размер залога, вносимого кандидатом — он составит 15% от объема избирательного фонда, при этом прописан порядок регистрации кандидатов путем сбора подписей, выдвижения от партий. Потом, барьеры явки. На выборах глав городов и районов, депутатов краевого ЗакСа минимальное число избирателей, пришедших на участки для голосования, должно быть не ниже 20%, для губернаторских выборов он выше — 30%. А для местных дум барьер вообще отсутствует. Это честно: выбирать местную власть должны люди, которые хотят этого.

Пока не решенным остался вопрос, сколько лет будут править следующий губернатор и ЗакС — четыре или пять лет? На мой взгляд, вопрос непринципиальный. Если бы мы спорили по поводу четырехлетнего или семилетнего срока — повод для разногласий был бы понятен. В этом случае сильно искажались бы подотчетность и сменяемость власти. Но в любом случае никаких вариантов продления своих полномочий ни нынешние депутатов, ни губернатор даже не обсуждают. В отличие от постыдных попыток нашей городской думы.

— ЗакС отменил досрочное голосование на территории края. А вот председатель крайизбиркома Сергей Князев считает, что это нарушает права избирателей, которых лишают возможности в случае отъезда за пределы своего округа проголосовать заранее...

— Согласен, логика у Сергея Дмитриевича как всегда есть. Но институт досрочного голосования тоже не гарантирует права избирателя: это голосование начинается за 15 дней до даты выборов, а если человеку надо уехать не за 15, а за 16 дней? Все очень относительно. А нарушения вопиющи: вспомните недавние выборы в Находке. А нынешняя «досрочка» на гордуму Владивостока!

Кстати, когда готовился законопроект, мы предлагали отменить досрочное голосование лишь на выборах глав городов с количеством избирателей свыше 100 тысяч человек. Таких населенных пунктов у нас три: Владивосток, Находка и Уссурийск. Но поступило также правильное, на мой взгляд, предложение от депутата Надежды Мыловой распространить запрет на «досрочку» и на выборы местных представительных органов. В итоге наши депутаты, впечатленные скандалом с гордумой Владивостока, досрочное голосование отменили полностью.

— Многие сейчас разочарованы в институте выборов. Даже у депутатов проскальзывало: мол, что ходить на выборы, если там все решают голоса бомжей и маргиналов, которых подкупили.

— Эти настроения как раз и связаны с досрочным голосованием. Ведь подкупать людей в день выборов не так просто. На досрочном голосовании проще простого нанять бригаду «агитаторов», которая будет искать этих бомжей, платить им, приводить на выборы. В Находке на выборах в гордуму вообще были курьезные случаи, когда человек босиком приходил голосовать, потом обращался в комиссию с требованием: «Все получили по сто рублей, а я — пятьдесят. Отдайте остаток». К сожалению, на местных выборах такие вещи могут определить исход голосования.

— Интересно, у вас, как руководителя приморского СПС, при разработке кодекса не появлялось желания заложить в него скрытые механизмы, которые помогали бы вашей партии побеждать на выборах?

— Честно говоря, появлялось. Я сначала выступал за то, чтобы в Законодательном собрании было как можно большее партийное представительство. Но потом, глядя на нынешнюю краевую думу, где рыночников, правых по убеждению, почти 90% депутатов, мнение поменял. В следующем Законодательном собрании, которое изберут от партий, такого состава уже не будет. Там пройдет человек 4-5 коммунистов, кто-то от ЛДПР, возможно, представитель «Яблока», и совсем непонятно, что будет с «Единой Россией».

Потому у меня была идея партийное представительство убрать — создать двухпалатный парламент, как в Хабаровском крае: одна палата будет объединять одномандатников, а вторая, с чисто представительскими функциями — депутатов от партий. Но это иезуитская штука, к которой мы не стали прибегать. Решили все сделать по-честному.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ