Новым председателем Избирательной комиссии Приморского края стала Татьяна Гладких. Она работала во всех четырех составах этого органа начиная с 1995 г., последние 10 лет являлась секретарем. Гладких заменила на этом посту Константина Арановского, назначенного судьей Конституционного суда РФ. Татьяна Гладких дала корр. «К» первое интервью в новой должности.
— Татьяна Валерьевна, как происходит процесс назначения главы крайизбиркома?
— Председатель Избирательной комиссии Приморского края, как и в любом другом субъекте РФ, избирается на заседании комиссии из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Кандидатура председателя предлагается Центризбиркомом. Насколько мне известно, другие кандидатуры не рассматривались.
— Какая избирательная кампания была самой сложной в вашей практике?
— Любая кампания является сложной. Скажем, к муниципальным выборам не приковано большое внимание всего общества. Однако чем мельче кампания, тем обычно большее число кандидатов принимает в ней участие. Например, в октябре в Приморье должны быть избраны муниципальные комитеты и главы практически во всех городских и сельских поселениях, которых по состоянию на сегодняшний день 145. В общей сложности это около 270 избирательных кампаний одновременно. Помимо этого на 10 октября должны быть назначены выборы в Черниговском и Спасском муниципальных районах, а также Дальнегорском городском округе. Если говорить о самых сложных выборах, то это выборы главы в Дальнегорске в 2006 году.
— Чем избирательный процесс сегодняшнего дня отличается от выборов в 90-е годы?
— Законодательство претерпело очень серьезные изменения. В частности, значительное внимание стало уделяться процедуре информирования избирателей о ходе избирательной кампании. Появилось понятие «информационное обеспечение выборов», которое включает в себя как предвыборную агитацию, так и информирование избирателей. Определен перечень субъектов, имеющих право участвовать в информировании, а на избирательные комиссии возложена обязанность информировать избирателей о ходе избирательной кампании, выдвинутых и зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов или списки кандидатов. Из бюллетеней исключена строка «против всех кандидатов», отменен порог явки избирателей, расширен перечень ограничений пассивного избирательного права. Изменились субъекты выдвижения кандидатов и списков кандидатов, основания для отказа в регистрации и отмены регистрации кандидатов. Например, раньше указание кандидатом недостоверных сведений об имуществе и о доходах являлось основанием для отказа ему в регистрации.
— А сейчас разве не так?
— Нет. Мы опять возвращаемся к вопросу информирования избирателей. Избирательные комиссии обязаны сообщить избирателям о недостоверности сведений, представленных кандидатом, эта информация размещается на избирательных участках в помещении для голосования в день голосования.
— Помимо изменений в законодательстве изменился и эмоциональный накал. Страсти бушуют уж не те, что раньше.
— Я бы не сказала, что сейчас выборы протекают тихо и спокойно. Если вы говорите о явке избирателей, то, например, при голосовании 14 марта в Шкотовском районе явка составила 43%, в то время как в 2005 году на таких же выборах в том же районе — 40%.
— Это муниципальные выборы. А на краевом или федеральном уровне?
— Возьмем для примера выборы в Законодательное Собрание края. В 2006 году явка была выше, чем в конце 2001 года, когда именно из-за того, что на участки пришли менее 25% избирателей, с первого захода не удалось сформировать краевой парламент. В 2006-м же явка по краю составила 39%. Что касается выборов президента Российской Федерации , то в 2000 году явка составила 63%, в 2004-м — 66%, а в 2008 году — 64%. То есть она варьировалась: плюс-минус несколько процентов, но кардинальных изменений не происходило.
— Состязательность выборов, разве она не стала ниже? Например, отменили возможность публиковать негативную информацию о кандидатах.
— Это не абсолютный запрет. Он касается только СМИ, относительно же публичных выступлений, агитационных и печатных материалов подобных запретов не установлено. Избиратели, которые голосовали протестно, продолжают это делать разными методами и сегодня. Очень распространенный метод — заполнение бюллетеней таким образом, чтобы они были признаны недействительными. Например, в Пожарском районе на последних выборах из 24,8 тыс. избирателей у 2,8 тыс. бюллетени оказались испорченными. В результате ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей и выборы признаны несостоявшимися.
— Уровень явки зависит в том числе и от работы избиркома. А на зарплате сотрудников комиссии уровень явки отражается?
— Нет, не отражается. Но вообще-то уровень активности избирателей зависит не только от того, как отработает система избирательных комиссий, но и от конкретной ситуации в муниципальном образовании. И, конечно же, имеют значение персоналии баллотирующихся. Если есть интрига, то избиратели придут на участки, если кандидаты сумеют их заинтересовать, тоже придут. Так что явка зависит от очень многих факторов. Что же касается критериев оценки работы избирательных комиссий, то важным показателем, на мой взгляд, является количество признанных незаконными и отмененных решений избирательных комиссий. Ведь задача комиссии заключается как раз в том, чтобы организовать и провести выборы в полном соответствии с действующим законодательством.
— А если бы вы были законодателем, что добавили бы в наше избирательное право? Или убрали из него?
— В принципе, у нас такой проблемы нет, поскольку избирательная комиссия Приморского края наделена правом законодательной инициативы, и все свои наработки мы предлагаем для обсуждения ЗС.
— Все чаще на уровне выборов городских органов местного самоуправления применяются выборы на пропорциональной (партийной) основе. Хотя с точки зрения муниципального хозяйства города или села это выглядит странно: заниматься асфальтированием дорог и починкой канализации должны хозяйственники, а не партийцы.
— Это общая тенденция. В Государственной Думе неоднократно обсуждалась необходимость обязательного применения пропорциональной избирательной системы (полностью или частично) при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований. Пока же вид применяемой избирательной системы определяется в уставе каждого муниципального образования. Повышается роль партий в избирательном процессе. Теперь только им принадлежит право выдвижения списков кандидатов при проведении выборов всех уровней. Общественным же объединениям для участия в выборах по пропорциональной системе придется заключать соглашения с политическими партиями и предлагать им свои кандидатуры для выдвижения.
— Я слышал, что избиркомы также возьмут на себя контроль за освещением деятельности политических партий в СМИ.
— Этот законопроект принят в первом чтении, сейчас в него поступают поправки. Согласно предлагаемой редакции действительно региональные избирательные комиссии должны будут заниматься контролем за тем, чтобы СМИ предоставляли равное эфирное время и равные площади для освещения деятельности политических партий на региональном уровне.