Центр ценовых индексов (ЦЦИ) провел исследование, которое проливает свет на структуру стоимости китайских автомобилей, поставляемых в Россию.
Согласно анализу, транспортные расходы составляют относительно небольшую часть – всего 5,5–6% от конечной цены. Это стало возможным благодаря оптимизации логистики, в частности, перевозке автомобилей, таких как Chery Tiggo и их аналогов, в 40-футовых контейнерах. Показательным является снижение стоимости доставки одного автомобиля с более чем 200 тыс. руб. в октябре 2024 г. до 120 тыс. руб. к октябрю 2025 г.
Однако, если транспортные расходы относительно невелики, то значительная доля в конечной цене российских потребителей приходится на налоги и сборы. Более 1 млн руб. из общей стоимости автомобиля в 2,57 млн руб. составляют различные платежи, включая таможенные пошлины, утилизационный сбор, акцизы и НДС.
В 2025 г. утилизационный сбор стал одним из ключевых факторов, влияющих на импорт автомобилей из Китая. Первоначальная индексация ставок привела к некоторому спаду спроса и сокращению поставок. Тем не менее грядущее изменение правил расчета утильсбора, которое станет учитывать объем и мощность двигателя, вызвало обратный эффект – резкий рост спроса.
Это привело к тому, что Россия заняла лидирующие позиции по импорту китайских автомобилей. В августе и сентябре 2025 г. ввоз китайских машин в страну значительно увеличился, достигнув в сентябре 949 млн долларов, что на 19% больше предыдущих показателей.
В настоящее время на долю Китая приходится 40% всего импорта автомобилей в Россию, а среди новых машин этот показатель достигает 75%.