Александр Иванов, директор Артемовского городского рынка.
Родился в 1961 г. в Артеме Приморского края.
Окончил Дальневосточный институт советской торговли по специальности «технология организации предприятий общественного питания». Служил в армии начальником продовольственной службы.
Два года отработал в Артемторге. С 1987 г. — сначала заместитель, затем председатель правления Шкотовского райпо.
С 1997 г. — директор Артемовского городского рынка.
Президент Федерации хоккея Артема, председатель совета хоккейного клуба «Энергия» (Артем) и исполнительный директор Федерации хоккея Приморского края.
Женат, воспитывает троих детей.
В его кабинете висят планы и эскизы того, как будет выглядеть руководимый им Артемовский городской рынок, а за окном виднеется «скелет» строящихся зданий.
— На проекте будущий артемовский рынок больше напоминает группу торговых центров. Надо думать, что небогатые покупатели уже сейчас опасаются завышенния цен?
— Это стереотипы, их пора ломать. Почему мы должны загонять людей в рамки контейнерной торговли? Да, рынок промышленных товаров фактически превратится в торговый центр, но это естественный путь. Другое дело — продовольственный павильон. В будущем я не вижу там торговли гастрономией и бакалеей. Эти товарные группы широко представлены в супермаркетах. Думаю, мы минимизируем их объем, чтобы доминировали сельскохозяйственная продукция и парное мясо. Моя мечта — создать настоящий крытый продовольственный рынок, где будет преобладать продукция с частных подворьев.
Продавцы бакалеи и гастрономии пришли на общий рынок после коммерциализации торговли, когда резко опустели полки продуктовых магазинов. Сейчас продовольственный рынок — это фактически супермаркет в миниатюре, с теми же отделами, но несколькими торговцами. Однако за последние 15 лет развития стационарных продовольственных магазинов и супермаркетов с рынка ушло большое число покупателей. Но если люди перемещаются в цивилизованные продовольственные магазины, то их не должна испугать такая же форма торговли промышленной группой товаров.
Конечно, рынок в его нынешнем контейнерном виде может существовать еще очень долго. Но мы рискуем застрять на этом этапе. Так что приходится принимать радикальные меры и ломать стереотипные представления о рынке.
— Содержание места в торговом центре для арендатора окажется дороже, траты будут закладываться в цену товара.
— Это уже вопрос подхода самих арендаторов к своей ценовой политике. В структуру цены каждого товара закладывается определенная прибыль. Никто не мешает арендатору за счет ее снижения компенсировать увеличение затрат на аренду и таким образом избежать резкого повышения цен.
Конечно, бизнесмены никогда добровольно не откажутся от свой прибыли. Но количество мест в торговом центре будет в несколько раз меньше, чем есть сейчас на рынке. Если уменьшится число арендаторов, значит, произойдет перераспределение потоков покупателей между оставшимися продавцами. В результате у них появится возможность получать ту же прибыль, но уже за счет увеличения объема продаж, а не повышения цен.
Если доля прибыли в стоимости товара останется прежней, а из-за увеличившихся затрат на аренду цена вырастет, то к такому продавцу покупатель просто не пойдет. Он скорее отправится к тем, кто согласен зарабатывать на объемах. Произойдет естественный отбор.
Наконец, давайте не забывать главного — ценообразование зависит в первую очередь от покупательской способности населения. Продавцы не смогут «прыгнуть выше головы».
— Будущие арендаторы торговых мест это понимают?
— В некоторой мере сейчас нам приходится думать за них, чтобы организовать интерес покупателей и привлечь людей в будущие торговые центры. Помимо проблемы ценообразования в процессе отбора арендаторов нужно будет решить и вопрос максимального расширения ассортимента.
Подчас приходится убеждать, заставлять предпринимателей продумывать, как строить свой бизнес и делать его не просто прибыльным, но и эффективным. Для меня клиентами являются арендаторы, а для них — покупатели. Так что в моих интересах, чтобы предприниматели правильно решали вопросы экономической целесообразности каждого своего действия, а не просто гонялись за сиюминутной прибылью, отпугивая покупателей высокими ценами.
В свое время именно челноки спасли страну от товарного голода. Многие из нынешних предпринимателей родом из того периода. Но сейчас около половины торговцев на рынке, можно сказать, живут одним днем: занимают деньги, в Китае закупают товар, здесь его реализуют, возвращают долг, платят аренду и зарабатывают себе 15-20 тыс. рублей. И так по кругу. Есть и те, кто иначе подходит к своему бизнесу. Они годами нарабатывают объемы и ассортимент, изучают вкусы и потребности своих покупателей. Именно таких арендаторов мне хотелось бы видеть в том торговом центре, где будут продаваться товары промышленной группы.
— Переводить рынки в капитальные помещения требует закон. Созданы ли условия для такого строительства?
— Конечно, нет. Только исходную документацию и технические условия мы собирали около года. Потом начались согласования эскизных и технических проектов. Еще почти год ушел на экспертизу проекта. В итоге получается, что с того момента, когда задумалось строительство, прошло уже четыре года. А еще предстоят многочисленные согласования во время строительства и после его окончания.
Но время идет, прогресс не остановишь. В результате всей этой волокиты мы уже не успеваем за развитием форматов торговли. Чтобы не изобретать велосипед в организации работы торгового центра, решили воспользоваться уже накопленным мировым опытом. Для этого отправили сотрудника в Санкт-Петербург на учебу. И вернулся он оттуда очень грустным. Оказалось, мы уже опоздали, а то, что мы строим, давно устарело. По мировым меркам торговли, наш комплекс — вчерашний день. Во всем мире строятся огромные торгово-развлекательные центры, где можно не просто купить все что угодно, но и получить самые разнообразные услуги, интересно провести время, развлечься. По сравнению с подобными современными комплексами мы, образно говоря, возвращаемся к «контейнерам».
— Будучи депутатом городской Думы Артема, вы входите в социальную комиссию. Почему не в экономическую?
— Экономистов и бизнесменов хватает и без меня. А в круг вопросов социальной комиссии, помимо всего прочего, входят развитие и поддержка спорта. Еще до того, как стать депутатом, я курировал хоккейную команду Артема. Так что тема спорта мне близка и понятна. Кстати, самые динамичные и интригующие матчи в чемпионате Приморского края проходят между командами «Восток» (Чугуевка) и «Энергия» (Артем). В последние два года Федерация хоккея совместно с администрацией Артема организуют международные турниры. На них мы приглашаем команды из Южной Кореи, Канады и Америки. А еще очень интересно работать с детской хоккейной командой — подрастающей сменой.
— Вы сами-то выходите на лед?
— Нет, хоккеем надо заниматься с самого детства, а я в том возрасте увлекался единоборствами. Сейчас у меня другой спорт — рыбалка. В этом сезоне даже стал чемпионом городских соревнований по зимней рыбалке. Но вообще предпочитаю летнюю. Для меня нет ничего лучше, чем посидеть с удочкой. Это уже не просто увлечение, а настоящая одержимость. В отпуске я последний раз был в 1996 году, но с мая по октябрь, каждую неделю, начиная с вечера пятницы, у меня есть неприкосновенные сутки специально для рыбалки. В конечном счете, самое главное — это разнообразие в делах. Если нет рутины, то и работать будет легко и интересно.