2025-11-26T11:38:34+10:00 2025-11-26T11:38:34+10:00

НДС на банковские карты: удар по малому бизнесу и потребителям?

primpress.ru |  НДС на банковские карты: удар по малому бизнесу и потребителям?
primpress.ru

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект, который отменяет действующее с 2006 г. освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) для операций, связанных с обслуживанием банковских карт. Новые нормы коснутся не только прямого обслуживания карт, но и деятельности компаний, которые занимаются обработкой платежей и передачей данных в системе безналичных расчетов – проще говоря, процессингом и эквайрингом. Это решение, призванное пополнить бюджет, на деле грозит серьезными социальными и экономическими последствиями, особенно для малого и среднего предпринимательства, а также для потребителей.

С 2006 г. в России действовала льгота по НДС на обслуживание банковских карт, введенная для стимулирования безналичных расчетов в условиях растущей популярности карт и банкоматов. Эта мера, как отмечалось, способствовала повышению прозрачности финансовых операций. Сегодня, по данным Центробанка, банковские карты стали основным инструментом розничных платежей в стране, а Россия занимает лидирующие позиции в мире по количеству платежных транзакций и доле онлайн-платежей.

Однако отмена этой льготы может привести к увеличению стоимости обслуживания банковских карт для потребителей. Обслуживание карты подразумевает комиссию, взимаемую банком за пользование картой и сопутствующие сервисы. Размер этой платы варьируется в зависимости от банка, типа карты (дебетовая, кредитная, молодежная, пенсионная, зарплатная) и выполнения определенных условий, например, минимального оборота средств. Годовая стоимость обслуживания может колебаться от бесплатного до нескольких тысяч рублей.

Что касается эквайринга, то здесь российский бизнес не взимает плату, как и с СБП, NFC, QR-платежи напрямую с покупателя. С банком или платежной системой за проведение безналичных транзакций расплачивается сам бизнес. Но реально комиссия банка заложена бизнесом в стоимость товара или услуги. После введения НДС размер комиссии повысится на 22%. Соответственно, несколько вырастет и стоимость товаров и услуг.

Сейчас для малого и среднего бизнеса комиссии коммерческих банков за платежи по картам, в том числе с использованием NFC, составляют от 0,95% до 2,5% суммы транзакции. Крупные ретейлеры могут получать ставки от 1% и ниже благодаря большому обороту. Комиссии для бизнеса за платежи по СБП, в том числе с использованием QR и биометрии, составляют 0,4–0,7% от суммы платежа: это регламентировано Центробанком. Для некоторых категорий платежей (например, за социально значимые услуги) возможны скидки. Комиссии за интернет-эквайринг и онлайн-платежи составляют в среднем 1,3–2,3%. Переводы через СБП для частных лиц в пределах 100 000 руб./мес. обычно бесплатны.

Проблема подобных новаций, по словам экспертов, состоит в необходимости пополнить бюджет. Но надо думать над тем, каким образом сокращать расходную часть, а не увеличивать доходную. Потому что темпы роста экономики близки к нулю. Инфляция, если ее мерить по «Индексу оливье» (изменение стоимости набора продуктов для приготовления этого салата), колеблется от 25 до 35%, и уже сейчас виден тренд к ее ускорению.

Эльмира Мухаррамова, кандидат экономических наук, доцент Кафедры общего и проектного менеджмента Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ: «Экспертный анализ позволяет предположить, что введение НДС на услуги эквайринга может привести к определенной корректировке стоимости банковских услуг. Предварительные оценки указывают на возможное увеличение эквайринговых комиссий на 0,3–0,5 процентных пункта от текущего уровня (1,5–2%). Это, в свою очередь, может повлечь за собой рост цен на отдельные категории товаров на 1–3%, поскольку бизнес будет вынужден компенсировать не только увеличение комиссий, но и снижение маржинальности.

В более маржинальных сегментах, таких как продажа электроники или сфера услуг, влияние может быть менее ощутимым, составив десятые доли процента. Суммарный вклад этого решения в общую инфляцию, по оценкам ряда экономистов, может достичь 0,2–0,4 процентных пункта. Это является значимым фактором, особенно на фоне уже существующих высоких инфляционных ожиданий.

Адаптация ретейла к новым условиям будет носить сегментированный характер. Крупные торговые сети, обладая значительной переговорной силой, активизируют сотрудничество с банками-партнерами, стремясь минимизировать рост тарифов в обмен на гарантии оборота. В то же время малый бизнес – небольшие магазины, кафе и аптеки – окажется в наиболее уязвимом положении.

Для сохранения рентабельности малые предприятия могут начать активнее продвигать альтернативные платежные методы, например, расчеты через Систему быстрых платежей (СБП), комиссии по которым зачастую ниже. Нельзя исключать и возврат к практике стимулирования наличных расчетов для операций с низким средним чеком, что, однако, будет противоречить общему курсу на цифровизацию экономики. Таким образом, реакция рынка будет неоднородной: вместо единого подхода мы увидим спектр стратегий, зависящих от масштабов бизнеса и его отраслевой специфики».

Евгения Маминова, председатель Комитета по налогам и налоговому администрированию «Опоры России»: «Банковская комиссия, в том числе плата за эквайринг, – это дополнительный, хоть и неналоговый платеж, который ощутимо влияет на финансовое положение предпринимателей. Законодательство о защите прав потребителей обязывает предпринимателей, работающих с конечными потребителями, предоставлять возможность оплаты любым способом. Соблюдение этого требования влечет за собой дополнительные издержки, сопоставимые с налоговыми платежами, взимаемыми с выручки. Вопрос об обоснованности ставок, тарифов и комиссий за банковские услуги, в частности за эквайринг, постоянно поднимается предпринимательским сообществом.

Рост этих издержек неизбежно приведет к увеличению себестоимости продукции. В результате предприниматели будут вынуждены либо повышать цены, либо уходить в тень, нарушая закон, либо работать в убыток, используя оборотные средства. Предстоящие изменения затронут каждого предпринимателя. Этот период станет определяющим: кто сможет адаптироваться и продолжить развитие, а кто не справится с новыми вызовами.

К сожалению, отмена льгот стала тенденцией последних лет. Отчасти это связано с борьбой со злоупотреблениями, что, безусловно, необходимо, поскольку конкуренция на рынке должна быть честной. Однако, зачастую, вместе с недобросовестными участниками страдают и добросовестные предприниматели».

 

 

 

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX