2025-12-24T09:50:37+10:00 2025-12-24T09:50:37+10:00

Критика – не экстремизм. Важное решение Верховного суда

фото: тг-канал ВС РФ |  Критика – не экстремизм. Важное решение Верховного суда
фото: тг-канал ВС РФ

Пленум Верховного суда России внес коррективы в ранее принятое постановление, касающееся судебной практики по уголовным делам экстремистской направленности. Основные изменения коснулись трактовки понятия «публичность» при возбуждении ненависти или вражды, а также условий наступления ответственности за демонстрацию экстремистской символики.

Важным нововведением стало четкое разграничение критики от экстремистских действий. Теперь подчеркивается, что сама по себе критика организаций, идеологий или отдельных деятелей, даже если она резкая, не является разжиганием ненависти или вражды. Закон допускает выражение несогласия, обсуждение и оценку убеждений, традиций и деятельности различных объединений и публичных лиц.

Однако критика теряет свою допустимость, если она переходит в призывы к насилию, дискриминации или другим противоправным действиям в отношении людей по признакам их национальности, расы, религии, происхождения, пола или принадлежности к определенной социальной группе.

В отношении изображений и показа экстремистской атрибутики и символики, Верховный суд уточнил, что уголовная ответственность наступает не за сам факт демонстрации, а при наличии пропаганды или публичного демонстрирования в запрещенном законом смысле. Ключевым условием для привлечения к ответственности является повторность: лицо должно быть ранее привлечено к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Пропаганда определяется как умышленные действия, направленные на формирование положительного или оправдывающего отношения к нацизму, экстремистской идеологии или связанным с ними организациям, либо представление о допустимости их использования.

Публичное демонстрирование включает осознанный показ такой символики другим лицам, в том числе через Интернет, размещение изображений, использование символов на одежде, аксессуарах или в виде татуировок.

Пленум также обратил внимание на то, что использование нацистской символики в научных, образовательных, художественных, публицистических целях, а также в контексте осуждения нацизма и экстремизма, когда формируется негативное отношение к этим идеологиям и отсутствуют признаки их оправдания или популяризации, не будет считаться экстремистской деятельностью и не повлечет уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за разжигание ненависти или вражды наступает только при публичных действиях, то есть когда высказывания или материалы рассчитаны на восприятие неопределенным кругом лиц. Это может происходить через митинги, выступления, публикации, интернет, массовые рассылки и аналогичные формы. Важны не только слова, но и контекст, цель, форма подачи информации и ее возможное влияние на других.

Верховный суд также уточнил правила соотношения административной и уголовной ответственности. Суды обязаны проверять законность, исполнение и сроки административного наказания, а также учитывать последствия выявленных нарушений при рассмотрении уголовного дела.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX