Рейтинговое агентство АКРА пересмотрело кредитный рейтинг девелоперской группы «Самолет», снизив его с уровня А(RU) до А-(RU). Это уже второе понижение за последний год, однако прогноз по рейтингу остается «стабильным».
Основной причиной корректировки стало изменение оценки рентабельности компании. АКРА отметило ухудшение показателя «Сроки и условия реализации» из-за снижения уровня распроданности проектов. По состоянию на конец ноября 2025 г., соотношение распроданных квартир к общему объему строительства составило 79%, что ниже показателя прошлого года (85%).
Снижение распроданности в основном связано с новыми для компании регионами: Северо-Западным (56%) и Дальневосточным (45%, прежде всего Владивосток) федеральными округами. В то же время в ключевом для «Самолета» Московском регионе (Москва и Московская область) показатель распроданности остается высоким – 88%, превосходя среднерыночный уровень в 83%.
Агентство также подчеркивает высокую диверсификацию портфеля группы, включающего 126 проектов. По оценкам АКРА, доля крупнейшего проекта в общей выручке компании в ближайшие три года не превысит 10%.
Ожидается, что средневзвешенная рентабельность «Самолета» по показателю FFO до чистых процентных платежей и налогов в период с 2023 по 2028 г. будет находиться в диапазоне 12–20%, что соответствует высокому уровню. На оценку рентабельности влияют возросшие процентные расходы по проектному финансированию, связанные с высокой ключевой ставкой, а также снижение уровня распроданности.
При этом АКРА отмечает, что компания активно работает над сохранением чистой рентабельности, оптимизируя административные и коммерческие расходы. Такая политика позволяет бизнесу оставаться прибыльным даже в условиях сложной макроэкономической ситуации.
При расчете отношения чистого долга к FFO до чистых процентных платежей АКРА учитывает особенности проектного финансирования «Самолета», корректируя общий долг на сумму средств, привлеченных под эскроу-счета. Процентные расходы по проектному долгу также включаются в себестоимость.
Средневзвешенное отношение скорректированного чистого долга к FFO до чистых процентных платежей за период с 2023 по 2028 г. оценивается на уровне 3,0х, что соответствует средней долговой нагрузке. Пиковая нагрузка ожидается в 2025 г., после чего прогнозируется постепенное снижение объема корпоративного долга. Средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к чистым процентным платежам за тот же период составит 2,6х. Негативное влияние на этот показатель оказывает рефинансирование части долга по высоким ставкам в 2025–2026 гг.
Ожидается, что средневзвешенный коэффициент краткосрочной ликвидности до 2028 г. будет выше 1,5х. Несмотря на предстоящее крупное погашение корпоративного долга, АКРА полагает, что обязательства будут покрыты за счет собственных средств и неиспользованных кредитных линий. Высокая оценка ликвидности обусловлена диверсифицированными источниками финансирования, включая публичные рынки долга и акционерного капитала.
Как сообщал KONKURENT.RU, совет директоров «Самолета» единогласно одобрил программу биржевых облигаций серии 002Р с максимальным объемом до 300 млрд руб. Указанная сумма является лимитом, и «Самолет» не планирует привлекать все средства сразу. Компания намерена выходить на рынок поэтапно, используя эти средства для рефинансирования текущих долгов и покрытия кассовых разрывов по мере необходимости.
Аналитики считают, что таким образом «Самолет» стремится заменить часть банковских кредитов на более гибкие рыночные заимствования. Успех этой стратегии будет зависеть от того, насколько инвесторы будут готовы покупать облигации компании в текущих условиях, а также от процентных ставок, которые сможет предложить застройщик.
Стоит напомнить, что в январе «Самолет» уже проводил программу выкупа собственных облигаций. В рамках этой программы было погашено 13,6 млн облигаций серии БО-П11, что составило 68% от общего объема выпуска. Кроме того, компании группы выкупили бумаги той же серии на сумму 3,9 млрд руб. Тем не менее, в обращении остаются еще восемь выпусков биржевых облигаций «Самолета» на общую сумму 85,8 млрд руб. и один классический выпуск на 1,5 млрд руб.
Финансовые показатели компании в 2025 г. демонстрируют неоднозначную картину. Выручка девелопера выросла почти в полтора раза (на 54%), однако чистая прибыль сократилась в восемь раз – с 1,7 млрд до 218,9 млн руб. Объем денежных средств на счетах компании резко уменьшился, составив всего 0,02% от предыдущего уровня. В связи с этим «Самолет» был вынужден сократить управленческие расходы более чем в два раза.
В конце декабря 2024 г. агентство АКРА уже понижало кредитный рейтинг ГК «Самолет» и ее облигаций с А+(RU) до А(RU), сохранив при этом стабильный прогноз. Понижение рейтинга также было связано с ростом рисков в отрасли жилищного строительства на фоне макроэкономических факторов, что отразилось на показателях долговой нагрузки, обслуживания долга и размере бизнеса компании.
Напомним, что во Владивостоке «Самолет» ведет строительство трех жилых комплексов: «Сабанеева 125», «Квартал Нейбута» и «Маяки Днепровского».