2003-06-10T15:30:00+11:00 2003-06-10T15:30:00+11:00

Владимир Моргунов: «Бывали случаи, когда и стреляли в них, и членов их семей убивали»

фото KONKURENT |  «Бывали случаи, когда и стреляли в них, и членов их семей убивали»
фото KONKURENT

Президент ООО «СТМ-холдинг» Владимир Моргунов отдал службе на Тихоокеанском флоте более 10 лет. Сегодня бывший офицер-политработник — преуспевающий бизнесмен.

«После окончания в 1982 г. училища в Киеве я был направлен для прохождения службы на Дальний Восток, — говорит Владимир Моргунов. — Сначала служил на БПК «Таллин», затем — помощником начальника политотдела эскадры, секретарем партбюро на эсминце «Боевой», замполитом одной из боевых частей на крейсере «Владивосток». Потом была должность старшего инструктора по агитации и пропаганде бригады противолодочных кораблей».

Закончил службу 33-летний Моргунов в звании капитана третьего ранга и в должности заместителя командира сторожевого корабля «Горделивый». «Это был конец 1992 года. Ушел я из армии по собственному желанию».

Как сейчас вспоминает Моргунов, после известных событий 1991 г. и последовавшего затем развала Союза роль политработников в армии была сведена к нулю. Не было у них ни авторитета, ни, по большому счету, возможностей для карьерного роста. Вместо этого практически все их действия подвергались резкой критике. В итоге многие деятельные люди уходили на «гражданку» и искали себе применение в других сферах.

«Мне в каком-то смысле повезло в том, что я уже знал, где окажусь, — говорит Моргунов. — В то время существовала посредническая фирма «Влад», в которой работали бывшие военнослужащие. Многие из них знали меня по службе. Так что уволившись, я сразу же стал заместителем коммерческого директора этой компании. Чем мы только тогда не занимались — торговали одеждой секонд-хэнд, организовывали брокерские конторы на бирже «Азия», осуществляли другие сделки».

Потом бывший офицер возглавлял фирму «Ост-Т», главным направлением которой был экспорт металла в Китай. Как вспоминает Моргунов, возили в соседнее государство буквально все — от якорных цепей до БелАЗов, которые шли «на гвозди». Последние несколько лет Моргунов руководит компанией «СТМ-холдинг», которая занимается металлообработкой, изготавливает деревянные окна и двери.

«В том, что я попал именно в данный бизнес, есть элемент случайности. С другой стороны, жалеть об этом никогда не приходилось. Просто мы тогда вовремя нашли свое место на рынке, заняли нишу, которая и по сей день позволяет прочно стоять на ногах».

— Есть ли, по вашему мнению, что-либо общее между управлением людьми в армии и менеджментом в бизнесе

— Безусловно, общие принципы руководящей работы и там и здесь одни и те же. Я бы определил их как строгое подчинение нижестоящих сотрудников руководству, единоначалие при принятии стратегически важных решений и дисциплина. Но, конечно, существует различие в плане подхода к людям. Все-таки гражданские сотрудники более свободны в своих действиях.

Чтобы выстроить работу с людьми, мне пришлось серьезно подучиться на курсах. Хотя, как политработник, я уже имел достаточный опыт. Но даже сегодня мне проще работать с бывшими военными, которые всегда более ответственны. У меня сейчас 80-90% персонала — бывшие военнослужащие, с ними не возникает вопросов. Если необходимо остаться на работе после трудового дня и закончить дела, никто из них не встает в позу, а выполняет свои обязанности.

— И тем не менее, применяете ли вы какие-либо армейские методы для руководства персоналом?

— Главный плюс таких методов, с моей точки зрения — строжайшая дисциплина. Я даю задание и сроки выполнения работ, и они должны быть выполнены. Это я вынес со службы. К слову, у меня для укрепления дисциплины существует строгая система штрафов. Например, за опоздание на работу. Но сейчас я — менеждер, а не военный, и поэтому более гибок с людьми. Может быть, помогло то, что я рано ушел со службы. Если бы это произошло, когда мне было лет 40, менталитет было бы сложнее поменять.

— Вы говорите, что у вас работает много бывших военных. А сами-то с ностальгией вспоминаете то время?

— Ничего подобного нет. Я снял погоны, потому что не видел дальнейшего применения своим силам и знаниям именно на службе. Сейчас даже не слежу за военными новостями, не хожу на праздники и парады. Хотя форму свою — капитана третьего ранга — сохранил, висит дома в шкафу.

— Почему в бизнесе так много военных? Всегда ли они добиваются успеха?

— В Приморье, в силу его стратегических особенностей, всегда было много военных. Уходящие на пенсию и в запас, как правило, остаются здесь же. Как жить дальше? Ну не пойдет же вчерашний офицер токарем на завод... Он привык к руководящей работе и, естественно, будет стремиться реализоваться как какой-либо руководитель.

Но я бы не стал говорить, что военные всегда добиваются успеха. Я знал многих, которые обанкротились, бывали случаи, когда и стреляли в них, и членов их семей убивали. В моей фирме есть люди, которые уходили, пытались открыть собственное дело, но не получалось, и они возвращались. Так что не все просто и однозначно. Единственное, что говорит в пользу бывших военных — привитая им за время службы ответственность. Они не могут запросто бросить тот участок работы, за который взялись.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ