Пять лет назад, только открывшись, информационное агентство PrimaMedia с первых же шагов сумело взорвать устоявшийся, казалось бы, информационный рынок Приморья. С тех пор это виртуальное СМИ неоднократно преподносило сюрпризы аудитории, своим конкурентам и политикам. Ходят разные разговоры о владельцах, источниках финансирования и вообще о цели и смысле существования этого ресурса.
— Вы, как руководитель информационного агентства, ощущаете себя четвертой властью, которая может конкурировать с первой — исполнительной?
— Сегодня средства массовой информации совсем не те, что были лет 10 назад. Причина одна — усиление роли исполнительной власти во всех сферах жизни. Вертикаль диктует всем остальным ветвям правила игры. Почему, собственно, пресса должна быть исключением?
Тем не менее слишком тесное взаимодействие с властью для масс-медиа — это путь в никуда. Если ты, конечно, не являешься государственным СМИ. Во-первых, смена режима грозит обрушением доходной базы, а во-вторых, ты теряешь доверие аудитории. Как говорила Фаина Раневская, деньги-то мы потратим, а стыд останется... Только опора на экономические проекты способна дать долгосрочный результат.
Возьмем условную редакцию X. Она связана договором с административной структурой. Конечно, хотелось бы отказаться от бюджетных денег, но они позволяют быстро решить финансовые проблемы редакции X, ведь аудитория требует качества, а качество стоит денег. Замкнутый круг. Из которого все-таки надо выходить.
Деньги есть и в экономике. Доходность от качественной работы с бизнесом выше в разы доходов от сотрудничества с властью. И репутация не страдает.
В общем, четвертой властью мы себя чувствуем, но только на бытовом уровне. К примеру, когда надо привлечь внимание органов власти к проблеме, помочь людям выселить из жилого дома фирму досуга или призвать к ответу управляющую компанию.
Именно интернет дает больше шансов для изменения ситуации. Коммуникация с чиновниками любого уровня может быть очень короткой. В блоге президента, к примеру, свою запись может оставить каждый.
БАМ — дорога в будущее
— Для вас путь в профессию журналиста был случаен?
— Детство я провел на Байкало-Амурской магистрали, родители строили железную дорогу. Жили в небольшом военном городке Чегдомын-2, вырос практически в военном гарнизоне. Там стоял барак, рядом казарма. Нянькой у меня был солдат-срочник. Из развлечений — телевизор и радио. Поэтому с детства много читал.
Мне хотелось стать милиционером, но из-за слабого зрения ни в милицию, ни в армию не взяли. Решил поступать на юридический... В общей сложности поступал я на юриста четыре раза, в промежутках работал на нефтебазе, директором сельского дома культуры. Наконец, в 1993 году решил: нужно поступать куда угодно! Потому как если останешься в Чегдомыне, то путь один — деградация. Подал документы на журфак. Ныне покойный Михаил Юрьевич Шинковский, тогдашний декан факультета журналистики, меня, переростка, с полупроходным баллом принял. За что я ему благодарен. Это был Преподаватель с большой буквы.
Школа деловой журналистики
— Работать по профилю начал на первом курсе. Стипендия мизерная, на родительские деньги жить было стыдно. Пришел в редакцию газеты «Золотой Рог», которая только-только стала выпускаться. Бессменный ее редактор Елена Степановна Баркова дала мне первое задание — написать заметку про выставку животных.
Я испытываю большое чувство признательности к Барковой. Таким, наверное, должен быть настоящий педагог-практик. Сделать деловое издание силами студентов — это большое достижение. Она совершенно незаметно учила работать над текстами. Я потом использовал этот опыт работы со студентами в газете «Конкурент».
На работу в «Конкурент» я перешел незадолго до кризиса 1998 г. Помню, много раз пожалел об этом решении... Потому что в «Золотом Роге» зарплату платили, а в «Конкуренте» были тяжелые времена. Мы брались за что угодно, работали ночами, но в итоге выкарабкались!
— Занятие журналистикой часто сравнивают с другой древнейшей профессией. Обидно?
— Вовсе нет. Да, пресса живет на доходы за рекламу, и те, кто обвиняет журналистов в любви за деньги, регулярно эту самую любовь используют. Но журналисты-то белые одежды на себя не надевают, в отличие от их критиков.
А если серьезно, то журналистика дает уникальную возможность познакомиться с широким кругом действительно интересных людей. Я специализировался на экономике, и мне, к примеру, повезло пообщаться в разные периоды времени с генеральным директором ОАО «Варяг» Евгением Леоновым, руководителем ОАО «Дальприбор» Владимиром Титковым, директором ОАО «Дальзавод» Сергеем Кучеренко, руководителем ОАО «Дальморепродукт» Юрием Диденко. Эти люди возглавляли коллективы в тысячи, десятки тысяч человек. Это были в лучшем понимании этого слова «красные» директора, которые созидали, не в пример многим нынешним предпринимателям.
Очень интересным человеком мне показался Владимир Петраков — яркий, сильный, харизматичный, первое интервью с которым переросло в дружбу.
Очередное большое интервью в «Конкуренте» резко изменило мою судьбу. Героем его выступал Игорь Пушкарев, в то время заместитель председателя краевой Думы. Через некоторое время я перешел в концерн «Парк Групп» в качестве его помощника.
С Юрием Михайловичем Копыловым до сих пор связь поддерживаем. С ним знаком опять же по работе в «Конкуренте». С Владимиром Николаевым меня еще 10 лет назад познакомил генеральный директор ТУРНИФа Юрий Арсентьев. Владимир Викторович — очень цельная натура, своей энергией он горы сворачивал. Николаев пошел бы очень далеко, когда бы не был так горяч...
Изучение основ интернета
— Как же создавалось информагентство «ПримаМедиа»?
— Идею подал Анатолий Илюхов, признанный гуру приморской журналистики, заведующий Дальневосточным бюро РИА «Новости». Именно он предложил зарегистрировать новое информационное агентство. Я тогда интернет воспринимал как источник информации для пополнения газеты, а как на интернете можно заработать, не понимал. Всего пять лет назад люди еще не воспринимали интернет как СМИ!
Но делать так делать. Что с журналистов возьмешь? Бизнес-планами никто из нас не «заморачивался». Скинулись вчетвером по две тысячи долларов, сняли помещения во ВГУЭС, купили компьютеры. К моему удивлению, все получилось.
Первый доход нам дали старые связи. Успеху среди читателей способствовала бесплатная лента новостей у «ПримаМедиа», потому что на тот момент наши конкуренты свои ленты продавали.
Сегодня я совершенно четко знаю, что основа успеха — это люди, командная работа. Без тех людей, которые меня окружают, ничего бы не получилось. Не зря Билл Гейтс направо и налево раздает своим сотрудникам акции «Майкрософта». Нет лучшей мотивации, чем личная заинтересованность в конечном результате.
Успех нашей организации — в коллективе. Нам удалось собрать, я уверен, одну из лучших команд журналистов в Приморье. И мы продолжаем процесс подбора кадров.
Со мной работают два Алексея — Мигунов и Казаков, Александр Савицкий, Виталий Гречанюк. Эти люди хорошо известны в приморском медиа-сообществе. У нас есть драйв, стремление развиваться. Объединив свои знания, контакты, возможности, мы достигаем результата. Для нас не существует слов «не сможем». Мы ставим перед собой цель и идем к ней. Многое получается.
К примеру, возникла у нас несколько лет назад идея о создании направления, которое будет разрабатывать новые сайты и заниматься их продвижением. Сегодня мы в этом сегменте одни из лидеров на рынке.
Сегодня мне жаль, что в свое время я не прислушался к мнению своих товарищей и не сосредоточился только на интернете, а параллельно пытался развивать печатную версию газеты «Ежедневные новости». Только время потерял.
— Действительно, что же произошло с некогда популярной газетой «Новости»? Почему она больше не выходит?
— Когда я стал директором этой газеты, меня охватила паника. 3 млн рублей долгов плюс 50 человек в коллективе, которые требуют зарплаты. Каждое утро я просыпался с мыслью, что скоро придется выдавать зарплату, а денег не хватает. И так пять лет подряд! В итоге «Новости» мы смогли вывести на самоокупаемость, была даже символическая прибыль. Другое дело, что развития у этого проекта быть не могло. Из этой истории я вынес урок: чем цепляться за прошлое, лучше думать о будущем.
Цель — Дальний Восток
— Полагаете, что в будущем будет один сплошной интернет?
— Я лично за то, чтобы было все. Положим, я не приемлю электронные книги, мне важно ощущение бумажной книги, которую можно раскрыть, полистать, почувствовать запах. Но это что касается удовольствий. А с точки зрения развития нашей компании мы предвидим активный рост блогосферы в регионах. В России сейчас бум, думаю, в ближайшие год-два он доберется и до нас. Успех в этом направлении — это симбиоз качественной обработки текстов и умелой работы в альтернативных медиа — социальных СМИ, как их называют. Альтернативные медиа обладают потенциалом, сопоставимым с мощью традиционных СМИ.
Будем развивать интернет-телевидение, планируем через год выйти на аудиторию Прим.ТВ в 10 тыс. человек в сутки. А это уже та аудитория, которая позволяет масштабировать технологию на любую территорию.
В планах — движение за пределы Приморья, поскольку с количественной точки зрения мы здесь уже ничего не прибавим. Можем работать только над качеством контента и его сегментацией. Наша тактическая цель на следующий год — присутствие в том или ином виде во всех субъектах Дальнего Востока.