Александр Орленко, менеджер по прокату лимузинов компании «Автопилот»: «Спрос на лимузины, особенно для свадеб, был всегда. Другое дело, что рынок долгое время не мог его обеспечить, поэтому появление «длинномера» на дорогах города еще несколько лет назад привлекало всеобщее внимание. Сегодня в распоряжении нашей компании есть как свой парк лимузинов, так и машины партнеров. Всего около 20. Стоимость проката — от 2,5 тыс. рублей/час и выше. Наш самый дорогой лимузин — Infiniti QX56, цена аренды — 5 тыс. рублей/час».
Станислав Иванов, генеральный директор компании «Пульманн» (прокат лимузинов и VIP-авто): «Рентабельным прокат лимузинов становится при условии, если в автопарке от пяти авто и больше. Его обслуживание весьма затратно. При этом внешний вид такой машины имеет решающее значение. В нашем арсенале сегодня порядка 15 лимузинов и VIP-авто для различных мероприятий, в будущем мы планируем расширить свой автопарк. Ценовая политика «Пульманн» ориентирована на средний класс, стоимость проката варьируется от 1,5 до 3,5 тыс. рублей в час в зависимости от сезона и дня. Плюс мы постоянно проводим различные акции. Например, клиент может в зимний период заказать авто по зимней (более низкой цене) на лето. Наш фирменный стиль — все авто черного цвета».
Стоимость начинается от $50 тыс. При этом окончательная цена машины зависит от множества факторов: класса автомобиля, его состояния, способа привоза (везут даже под документы), тюнинга и прочего. «Окупаемость лимузина — дело весьма индивидуальное и зависит исключительно от того, насколько активно компания сумеет сдавать его в аренду», — говорит Орленко. Некоторые прокатчики называли срок окупаемости в 2,5-3 года, исключение составляют новые авто: их цена и соответственно окупаемость значительно выше.
Прокатный бизнес
Рынок проката лимузинов изобилует предложениями, но крупных компаний единицы. Большинство фирм — это прокаты, владеющие одним «длинномером». Такая ситуация сложилась после фактического краха владивостокского автомобильного рынка. Те, кто остался не у дел, кинулись в прокатный бизнес. «Недостаточно купить лимузин и просто сдавать его в аренду, — говорит Иванов. — Таких «компаний», а по сути частников, немало, и большинство из них работают нелегально. Они не заключают договоров, не платят налоги, не несут никакой ответственности перед клиентом.
«Если лимузинов в краевом центре несколько десятков, то фирм, предлагающих услуги по аренде, может быть, сотня! Конечно, в большинстве своем это посредники», — говорит Орленко.
«Посредники — это бич лимузинного бизнеса, — констатирует Иванов. — Предприимчивые граждане, желающие подзаработать, просто перепродают услугу аренды автомобиля по более высокой цене, зачастую от своего имени. Конечно, в этом случае о качестве сервиса и каких-либо гарантиях говорить не приходится. А ведь сервис — важнейшая составляющая рынка услуг, на котором постоянно идет борьба за клиента. Качество обслуживания является приоритетным направлением, которое включает в себя несколько позиций. Во-первых, работа менеджера. Сотрудник обязан предусмотреть и обговорить абсолютно все моменты. Например, в случае неполадок с авто предоставить замену того же класса или выше — правило профессиональной компании. Это и многие другие нюансы должны быть прописаны в договоре. Оплата (безналичный расчет) производится только после подписания контракта. Ну и, конечно, услуги по праздничному оформлению лимузина. Во-вторых, работа водителя. Наши водители соблюдают дресс-код, знают правила передвижения в кортежах, хорошо знакомы с этикетом, в перспективе планируем ввести требование знания иностранных языков. И в-третьих, автомобиль должен быть всегда чистым».
«Длинномеры» и дороги
Прокатчики акцентируют внимание на неприспособленности владивостокских дорог и проездов для крупных автомобилей. Причем проблема не в лимузине и его длине. Пожарные и большегрузные машины тоже с трудом пробираются по придомовым дорогам. «Из-за узких дорог города предпочтительней иметь лимузин не длиннее 9 метров, — сказал Иванов. — Что касается проблем с проездом к дому, грамотная работа менеджера снимает все вопросы. Но если уж совсем трудно, есть страховочный вариант — более маневренная машина компании доставляет клиентов от подъезда до лимузина. Даже если это всего 20 метров».
Валерия ЛОЙКО