Олег Сидоренко, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры политической истории ДВФУ.
Родился в 1957 г. в г. Артеме Приморского края. Там же окончил школу, затем — индустриальный техникум. В 1976-1978 гг. в Астрахани служил в армии. После того поступил в ДВГУ на исторический факультет. Окончил вуз с отличием и был приглашен в Ленинград учиться в аспирантуре. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Преподавателем ДВГУ (ныне — ДВФУ) является с 1988 г.
Женат, имеет детей и внуков.
У него, серьезного ученого-историка, взрастившего несколько поколений студентов, оптимизма не вызывают ни реформы в сфере российского образования, ни проекты к саммиту АТЭС-2012.
Пора лечиться
— Олег Владимирович, принято считать, что показатели процветания страны прямо пропорциональны уровню патриотичности ее граждан. Вы согласны с этим?
— Исторический опыт человечества свидетельствует именно об этом. Если же взять историю России, моменты ее подлинного подъема, политического, экономического, культурного, они всегда были неразрывно связаны со всплесками настоящего патриотизма. Сейчас же как никогда страна увязла в бюрократии, что не может способствовать любви граждан к своей стране. Если говорить о политических партиях, к примеру, в 1905 году их было большое многообразие, они имели кардинально разные программы, но были объединены одним — борьбой с бюрократией, масштабы которой, кстати, не были так ужасающи, как теперь. Большинство нынешних партий — порождение Кремля, со всеми вытекающими последствиями.
— Что же такое настоящий патриотизм, в вашем понимании?
— Наш современный патриотизм проявляется лишь в нелестных высказываниях по отношению к другим народам и странам, когда бывает унижено наше национальное достоинство. Подлинная же любовь к своей стране должна проявляться в повседневном добросовестном труде каждого, в стремлении облагородить что-то вокруг себя.
— Вы полагаете, введение в школах «патриотических» часов и основ православия вместо привычных предметов способно улучшить перспективы нашего общества?
— Сомневаюсь. Скорее всего, затевается очередная популистская кампания, которая ни к чему хорошему не приведет. Из последних подобных затей сразу приходит на ум пресловутая борьба с коррупцией. А до замены часов физики и литературы не додумались даже советские идеологи! Что касается основ православия, нам, безусловно, необходимо восполнять пробелы в данном случае, но все должно происходить без надрыва. Стоило бы ввести в школах факультатив «Религиоведение», чтобы молодые поколения возымели представление о многих религиях.
— Кто и каким образом должен прививать юным поколениям любовь к своей стране?
— Все начинается с семьи. Прежде всего в нормальных обществах родители демонстрируют детям любовь к собственной стране, краю, городу. И школьные учителя должны быть личностями. Уроки истории могли бы справиться с задачей воспитания патриотизма в какой-то мере. Только язык, которым написаны современные учебники, вряд ли способствует этому. Здесь нужен язык Карамзина, Ключевского.
У граждан нашей страны вообще есть очень плохая привычка — по любому поводу говорить о своей Родине плохо, несмотря на великие достижения предыдущих поколений. От этого пора лечиться. Разве достигли бы своего уровня развития Япония и Корея, США и Франция, если бы их народы были настроены так же, как мы сейчас?
Приморье, считайте, уже «профукали»
— Вы, как политический историк, какие перспективы усматриваете относительно Приморья?
— Признаться, не самые радужные. Когда-то Россия «дотянулась» до Америки, но удержать земли на той стороне Тихого океана не смогла. Мне довелось бывать на стажировке в США, в Калифорнии. Вот там нас водили на экскурсию в Форт Росс, ныне туристический объект, а ранее в истории — русскую крепость. Один из наших американских коллег тогда обратился к группе соотечественников, указывая на нас, русских, — посмотрите, мол, вот это они, которые здесь все потеряли.
Отказалась наша держава и от Желтороссии, где теперь стремительно развиваются уже давно китайские Харбин и Далянь… И Приморье, считайте, уже «профукали», как многое другое.
— Многие с вами не согласятся, ведь Москва сегодня вкладывает огромные средства в развитие региона, связанное с саммитом АТЭС.
— О каком развитии мы говорим? Об очередных «потемкинских деревнях» на известном острове? Молодежь — заметим, лучшая — стремительно уезжает из края, границы всего Дальнего Востока неуклонно обнажаются. Люди отдают себе отчет в том, что ждать здесь нечего, какую бы говорильню ни разводили вокруг предстоящего саммита. Декларируя одно, власти делают совсем другое посредством убийственной экономической политики.
— Однако считается, что ДВФУ решит проблемы с лучшей молодежью.
— Ситуация с федеральным университетом вообще парадоксальная, как мне кажется. Зачем разрушать то, что есть? Зачем перемещать вузы из их исторических зданий? А сам остров Русский изначально был обустроен как оптимальный вариант военных укреплений. С каких это пор он вдруг стал удобным местом для вузовского кампуса?
Что касается лучших представителей молодежи, ДВФУ сам по себе не может стать положительным фактором для них. Главное ведь, что ни новых рабочих мест, ни лучших возможностей обзавестись жильем здесь не предвидится. К тому же нам говорят, что федеральный университет должен будет зарабатывать деньги сам… Сложно представить, чтобы то же делал Гарвард.
Героев.net
— Как вы охарактеризовали бы современных студентов?
— Косноязычие, узость кругозора и мышления, тотальный эгоизм и нежелание хоть как-то напрягаться, утруждаться. Вот характерные штрихи их портрета, к великому сожалению. Я более 20 лет преподаю в университете и вижу динамику регресса. Нынешняя деградация началась еще в 90-е годы.
— Возможно, все не так плохо: в истории человечества всегда старшие поколения с недоверием смотрят на молодых, но при этом человечество развивалось и развивается.
— Это так. Но именно сейчас проявляется очень серьезный симптом: в российском обществе нет героев, нет моделей для подражания. У молодых нет никаких ориентиров, кроме денежных.
— Лично на вас кто оказал значительное влияние в плане патриотизма?
— Мне очень повезло с родителями, учителями. И еще я всегда внимательно слушал рассказы фронтовиков — было чему поучиться. Кроме того, я рос в эпоху, когда была развита культура книгочтения. У многих в домах тогда формировались действительно хорошие библиотеки, в том числе и у моих родителей. Теперь наше общество становится, казалось бы, информационным, интернет якобы открывает безбрежные возможности. Однако молодые люди совершенно не умеют пользоваться получаемой информацией.
— Что, по-вашему, стоит сделать каждому из нас?
— Спасительный рецепт был выписан нам всем еще 100 лет назад Антоном Павловичем Чеховым: выдавливать из себя раба по капле.