Необычная акваферма расположилась во Владивостоке на улице Выселковой. Во-первых, здесь разводят декоративных карпов кои. Во-вторых, хозяйство с огромными бассейнами и большим количеством оборудования находится на втором этаже здания. Владелец предприятия Юрий Федякин рассказал, как бросил строительную стезю ради парчовых карпов, или нисикигои, как романтично называют их японцы.
— Юрий Сергеевич, акваферма по разведению карпов кои — необычная идея для стартапа в Приморском крае. Наверное, прежде чем заняться этим бизнесом, вы уже работали с чем-то подобным?
— Никакого опыта у нас не было, и все приходилось изучать с нуля. Черпали информацию из учебников, Интернета, в чате о работе рыбхозов, где коллеги от Португалии до Казахстана делятся советами и помогают друг другу решать проблемы. Причем первый опыт был неудачным — купленная в Сингапуре рыба погибла из-за недоработок в содержании. Методом проб и ошибок постепенно наладили все процессы. А сегодня обратного пути нет. Хозяйство уже не бросишь, хотя труд, надо сказать, титанический.
В первую очередь выращиваем декоративных японских карпов, или карпов кои. Сначала планировали выращивать сома и тилапию — промысловые виды. Но отказались от этой идеи, поскольку Приморский край богат озерами, реками и здесь такой рыбы хватает, конкуренция огромная. Так что пока сосредоточились на цветных карпах — они красивые, приносят радость детям и взрослым, и нам в том числе — привыкли к ним, как к своим детишкам, холим их и лелеем.
А вот, например, цветные рыбки с роскошными хвостами — кометы. Это уже не карп, а карась — популярный вид рыб для содержания в садовом пруду. И наша особенная гордость — очень большой цветной карп, настоящий богатырь. Приобрели его в хозяйстве в Ярославке, где выращивают в основном товарного карпа на еду. Чтобы рыба достигла такого размера, нужно лет пять ухаживать за ней, конечно, она будет стоить прилично.
К слову, карпы проявляют признаки интеллекта. По крайней мере, они всегда по походке узнают человека и понимают, что пришли их кормить. Когда заходишь утром с кормом, все рыбки уже наготове — головы кверху и хряпают широко раскрытыми ртами: «Хозяин, дай покушать».
— Какие каналы сбыта вы сегодня используете?
— Немало покупателей хотят поселить цветных карпов где-нибудь у себя на участке в садовом пруду или бассейне, чтобы гости смотрели и восхищались. Часто к нам приходят с детьми — ребенок выбирает приглянувшуюся ему рыбу и уезжает счастливый. В аквариуме декоративных карпов тоже можно содержать, просто они не вырастают до больших размеров. Маркетинговые исследования доказывают, что в развлекательных центрах, туристических объектах декоративная рыба способствует росту посещаемости. А в содержании карпы очень неприхотливы и выносливы.
Второе направление бизнеса — парки и зоны отдыха, где мы сами устанавливаем бассейны и зарабатываем на продаже кормов. Допустим, возле океанариума, на улице Батарейной, в парке культуры имени С. Лазо на Санаторной можно встретить нашу рыбу. Договариваться с собственниками часто нелегко, хотя, я считаю, любому предприятию выгодна еще одна точка роста гостевого потока. Карп может стать визитной карточкой Владивостока. И если бы администрация пошла нам навстречу и выделила места в муниципальных объектах, мы бы зарыбили весь город.
— От промысловой рыбы вы совсем отказались?
— Промысловое направление оставляем на перспективу — инкубируем форель, выращиваем краснокнижного осетра — дело это хлопотное, потому что осетр, например, растет долго. В природной среде он становится половозрелым только в 11 лет, на ферме — в два раза быстрее из-за условий содержания.
Нашему осетру сибирскому уже третий год. С промысловыми видами пока только учимся работать, да и, чтобы продавать их в гастрономических целях, нужно собрать определенный пакет документов. Когда начнем полноценно инкубировать такую рыбу, будем выпускать ее в речки, возможно, использовать на платных рыбалках.
— Платная рыбалка — это развлечение за определенную плату в специально отведенном водоеме?
— У государства арендуется пруд, или собственник на своей земле организует искусственный водоем. А схемы заработка могут быть разными. Иногда продают входные билеты, иногда рыбу взвешивают и платят в зависимости от улова.
— В Приморье есть рыбные хозяйства, которые наладили разведение осетровых?
— Насколько мне известно, по краю таких хозяйств нет. Если только ТИНРО или ФГБУ «Приморрыбвод» разводят рыбу для собственных нужд. В основном этим бизнесом занимаются на западе России, например, Конаковский завод успешно выращивает сибирского и русского осетров. Дело здесь не только в трудоемкости и затратности самого процесса, но и в культуре потребления.
На Дальнем Востоке больше пользуется спросом морская рыба. Однако со временем и осетры могут войти в моду, почему нет. Знаю, что в Хабаровском крае открылась ферма, где начали выращивать форель и осетровых.
— У вас очень интересно устроено хозяйство. Масса оборудования — все шумит, гудит, огромные бассейны, и расположено оно на втором этаже здания, где не ожидаешь встретить предприятие аквакультуры. Как это работает?
— Это довольно новая технология — УЗВ, или устройство замкнутого водоснабжения. Раньше рыбу выращивали в прудах и озерах, в море, а мы работаем по другому принципу. Вода забирается из рядом расположенного колодца и проходит три этапа очистки — механический, биологический и стерилизацию ультрафиолетом на выходе. Таким образом, она циркулирует, постепенно пополняя запасы. Слышите, барабан завелся? Это механическая очистка через нержавеющую сетку. Специалисты ТИНРО приезжали, смотрели, восхищались, сказали: «Вы молодцы».
— Рыба больше не гибнет?
— У нас уже достаточно опыта, чтобы не допускать ошибок. А вообще содержание рыбы — целая наука, потому что требуется определенное количество кислорода, регулярно нужно делать анализы воды, следить за ее гидрохимическим составом, pH с помощью специального оборудования. И поначалу неизбежны ошибки — бывает, что рыба нормально выглядит, питается как обычно, но потом вдруг оказывается, что вы не заметили важную проблему.
— Карпов сегодня покупаете за границей?
— Издревле в Японии и Китае развивалась культура цветной рыбы — там ее, кстати, едят и считают очень вкусной. Но нужды в поставщиках за границей нет. У нас своя рыба, которую мы успешно разводим и можем на заказ инкубировать и вырастить количество рыбы, необходимое заказчику. Инкубируем икру, выращиваем малька, можем продавать его от подращенного до совсем маленькой личинки.
— Санкции ударили по предприятиям аквакультуры?
— Возникли сложности с кормами, так как в России очень мало компаний, которые производят качественные корма. В основном закупаем их за границей, с нарушенной логистикой это проблематично, и товар доставляют обходными путями — получается дольше и дороже.
Есть, к слову, на Дальнем Востоке компания, которая производит рыбные корма для лососевых, осетровых, карповых и других видов рыб. Она сейчас и на Запад поставляет свою продукцию. Ребята только набирают обороты, хочется пожелать им удачи.
— Насколько бизнес, которым вы занимаетесь, капиталоемкий?
— Не буду называть цифры, но он требует больших вложений. Мы пока не вышли на рентабельность — все идет в дело. Самое дорогое — материально-техническое оснащение, и приходится поработать руками, чтобы сэкономить. Видите барабан? Оборудование такого плана стоит 300 тыс., если заказывать его у производителя. Мы сами научились изготавливать барабаны «хенд-мейд». Многое делаем собственноручно.
— А насколько заказчику хлопотно содержать декоративную рыбу?
— Главное, организовать условия, тогда все будет просто. Сейчас такие технологии, что можно легко оборудовать бассейн где-нибудь в торговом центре и содержать рыбу без проблем. На улице это сложнее из-на нашего холодного климата, но и там при наличии определенного оборудования даже не потребуется переселять карпов на зимовку.
— Много времени отнимает у вас бизнес?
— Практически все время. Нас четыре человека, сейчас мы на этапе становления, так что хлопот хватает не только по хозяйству. Нужно решать юридические вопросы, работать и с Россельхознадзором, и с ветеринарными службами, общаться с клиентами, притом что не каждый интересующийся станет покупателем. Много времени занимают консультации по телефону и бумажные вопросы. Плюс люди приезжают на ферму. Но я бы все равно занялся этим бизнесом, даже зная все нюансы и подводные камни. Это дело мне по-настоящему нравится.