Сейчас, когда взаимоотношения России со странами Юго-Восточной Азии вышли на новый уровень, Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO) укрепляет свои позиции главного порта России на Тихом океане. Каждый месяц здесь ставится новый рекорд по контейнерообороту и не прекращается масштабная модернизация, которая позволит к 2025 году обрабатывать до 1 млн TEU в год. Обо всем этом деловой еженедельник «Конкурент» поговорил с управляющим директором ПАО «ВМТП» Николаем Ермолаевым.
– Можно сказать, что в 2022 году глобально изменились тенденции грузоперевозок – из России ушли многие европейские логистические компании, перестали действовать привычные маршруты. Как это отразилось на ВМТП?
– Действительно, в 2022 году нагрузка на дальневосточные порты резко возросла. Если годом ранее через них проходило 38% грузооборота всей России, то в 2022 году этот показатель вырос до 53%. И значительная часть – около 40% – приходится именно на Владивостокский морской торговый порт. Среднемесячное количество судозаходов в текущем году на 43% выше, чем в прошлом.
Мы занимали первое место в стране по количеству обработанных контейнеров с 2020 года, сейчас лидерство укрепилось. За первые четыре месяца 2023 года оборот порта в целом вырос на 5%, до 4,3 млн тонн. Оборот контейнеров при этом увеличился на 17%, до 245,5 тыс. TEU. Планируем, что в 2023 году оборот контейнеров вырастет примерно до 840 тыс. TEU.
– Как удалось справиться с возросшей нагрузкой?
– Порт был загружен, но работал в штатном режиме и в максимально сжатые сроки обрабатывал грузы. Безусловно, справиться с такими объемами нам помогла модернизация, которую мы проводим планомерно и постоянно. С 2021 года в ВМТП реализуется Стратегия развития, которая включает программу расширения контейнерных площадей, закупку новой современной техники, модернизацию IT-инфраструктуры и оптимизацию процессов в целом. Мы исходим из того, что каждая деталь влияет на рост грузооборота.
– Какие решения по модернизации внедряются в ВМТП сейчас и запланированы на ближайшие годы?
– Одним из ключевых направлений модернизации складских территорий является увеличение площади хранения контейнеров на 20%. Так, в апреле 2023 года на причале № 8 вместо старого склада для грузов различной номенклатуры появилась новая контейнерная площадка размером 13,5 тысячи кв. м.
Она обеспечила прирост эксплуатационной емкости склада на 5% (+1113 TEU). На 2024 год запланировано открытие еще одной контейнерной площадки емкостью около 900 TEU на месте склада № 91. Также планируем модернизировать более 45 тыс. кв. м покрытия на контейнерном терминале. Кроме того, в январе 2023 года Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ) запустил в эксплуатацию новый склад временного хранения авто. С появлением этой площадки мы увеличили объем складов единовременного хранения ВАТ практически на 30% – до 4,2 тыс. машино-мест.
Идет работа по модернизации причальных стенок. На сегодняшний день самая большая глубина порта – 13 м. В ВМТП запланирована комплексная программа по реконструкции 7-го, 8-го, 10-го, 11-го, 12-го и 13-го причалов. Она подразумевает увеличение глубин до 14–15 метров и установку новой техники и кранового оборудования. Ориентировочно работы будут закончены к 2025–2026 годам.
– На 2023 год анонсировано масштабное поступление техники. Каков объем закупок и по какому графику идет поступление?
– В рамках Стратегии развития порт закупит более 170 единиц техники. В этом году планируется приобрести 73 единицы. График поступления разный: что-то уже оплачено и поступит в 2023 году, по каким-то позициям только подписываем договоры. В 2023 году ожидаем поставку 20 кранов RTG, трех кранов STS, а также 14 погрузчиков и одного тракмобиля. Во втором полугодии 2023 года ожидаем поставки 29 новых тягачей с полуприцепами и шесть ричстакеров.
– А что помогает оптимизировать логистические процессы на территории порта?
– В первую очередь разработка программного оснащения. В порту действуют собственные цифровые разработки – от мобильных приложений для клиентов до объемной информационной системы терминала, и даже программа на основе искусственного интеллекта – «цифровой двойник».
Это дает нам увеличение скорости портовых операций. По нашим оценкам, с начала использования в 2022 году новое программное обеспечение позволило уменьшить время обработки контейнеров примерно на 10–15%. Сервис позволяет видеть перемещение каждого контейнера в порту в режиме реального времени, распределять грузы еще до подхода судна. За счет анализа больших массивов данных мы можем рассчитывать для них наиболее оптимальные маршруты. В этом году цифровой сервис дорабатывается, в том числе с учетом поступающей техники.
– Еще один важный вопрос – об анонсированном ранее проекте создания инфраструктуры для Северного морского пути. Расскажите подробнее, в чем он заключается?
– Проект подразумевает создание на базе ВМТП Восточного транспортно-логистического узла. В западной части порта, за причалом № 16, планируется построить современный глубоководный терминал с двумя причалами общей длиной 750 м с глубинами около 16,5 м. Он позволит принимать контейнеровозы типа PostPanamax вместимостью более 10 тысяч TEU. Общая площадь территории для размещения объектов ВТЛУ составит 23,5 гектара.
Терминал будет работать по модели трансшипмента – груз будет перегружаться с одних судов на другие, более подходящие по специфике дальнейшего плавания. То есть появится возможность комплектовать суда, отправляющиеся по Севморпути, загружая их непосредственно с другого судна. Это значит, нагрузка на дорожную инфраструктуру не увеличится.
Сейчас проект находится на стадии разработки проектной документации. Терминал предполагает создание около 850 рабочих мест.
– И о глобальных планах на будущее. К каким целям Владивостокский морской торговый порт стремится в будущем и есть ли препятствия на его пути?
– Следуя за мировой тенденцией к контейнеризации перевозок, в своей Стратегии развития мы и дальше будем делать упор на наращивание объемов обработки контейнерных грузов. К 2025 году планируем увеличить контейнерный оборот ВМТП примерно в 1,3 раза, достигнув максимума в 1 млн TEU.
Порт – это не склад, и его оборот зависит в первую очередь от эффективности обработки и грамотной организации логистических процессов. Поэтому даже на сравнительно небольшой территории во Владивостоке достичь таких показателей вполне возможно в нормальном режиме работы. Благодаря сотрудничеству с ОАО «РЖД» и при участии Минтранса нам удается наращивать объемы отправок. Например, если в начале прошлого года мы отправляли 5,5 поезда по 140 TEU в сутки, то в октябре было уже более семи. Сейчас мы рассчитываем на восемь, а в дальнейшем – на десять поездов в сутки. То есть ВМТП планомерно работает над увеличением грузооборота и ставит реальные цели.