2023-09-05T17:20:18+10:00 2023-09-05T17:20:18+10:00

Елена Казарина: «Оптимизация процессов помогает ВМТП быть первым в России»

фото: пресс-служба FESCO |  «Оптимизация процессов помогает ВМТП быть первым в России»
фото: пресс-служба FESCO

Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO) успешно показал себя в 2022 г., когда транспортные потоки России переориентировались на восток. Тогда он справился с рекордным объемом ввозимых грузов, а сейчас с каждым кварталом наращивает контейнерооборот. О том, насколько сейчас загружен порт и как удается планомерно повышать объемы грузооборота, деловому еженедельнику «Конкурент» рассказала коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.

— Елена Сергеевна, прошлый год был без преувеличения ажиотажным для портов Дальнего Востока. Как ВМТП удалось справиться с наплывом и какая ситуация наблюдается сейчас?

— В 2022 г. грузопоток действительно увеличился: через дальневосточные порты проходило 53% всего грузооборота России. Из этого объема около 40% обработал ВМТП. Порт был максимально загружен, но обработал все грузы в штатном режиме. Справились с возросшей нагрузкой мы достойно – прежде всего потому, что с 2021 г. проводим модернизацию согласно Стратегии развития порта. И эта работа продолжается. На сегодняшний день, когда ажиотаж уже спал, порт обрабатывает даже больше контейнеров, чем в 2022 г.

— Какие объемы может обрабатывать порт сейчас?

— За первые шесть месяцев 2023 г. ВМТП обработал 429 987 TEU – это на 24% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Всего за прошлый год было обработано 768 057 TEU, то есть мы планомерно идем к превышению прошлых показателей и к нашему плану – к 2025 г. обрабатывать до 1 млн TEU в год. Здесь важно отметить, что и нынешние рекорды, и амбициозные планы – это цифры, полностью укладывающиеся в рамки нормальной работы порта.

На сегодняшний день контейнерооборот составляет более 70 000 TEU в месяц – и при этом терминалы загружены примерно на 75%. Все суда с грузами мы принимаем и обрабатываем сразу, без ожидания на рейде. То есть порт сейчас работает даже не в полную силу, мы готовы к значительному увеличению грузопотока.

— Говоря о грузах, мы прежде всего имеем в виду контейнеры?

— Да, ВМТП следует за мировой тенденцией к контейнеризации перевозок. Контейнеры стандартны, универсальны и могут использоваться для различных типов грузов, поэтому такой способ перевозки удобнее и для перевозчиков, и для клиентов. На сегодня в общем объеме перевалки контейнеры составляют более 60%, и их доля растет. В своей стратегии развития мы и дальше будем делать основной упор на увеличение обработки контейнерных грузов.

— А как увеличивать объемы перевалки контейнеров в условиях довольно ограниченных площадей порта?

— Для этого мы проводим целый комплекс различных мероприятий – нельзя поменять что-то одно и ждать результата. Каждая деталь влияет на общий процесс. Прежде всего мы исходим из того, что порт – это не склад, и его оборот зависит от эффективности обработки и грамотной организации внутренней логистики. Наша программа развития включает оптимизацию площадей, закупку новой техники и модернизацию IT-инфраструктуры. Мы переоборудуем имеющееся пространство для более эффективного размещения контейнеров – например, в этом году проводим работы по увеличению специализированных площадок на месте бывших складов для грузов различной номенклатуры. Они повысят вместимость порта на 2000 TEU. Также планируем модернизировать покрытие на контейнерном терминале площадью более 45 тысяч кв. м.

Кроме того, ВМТП закупает новую технику: до 2025 г. поступит более 170 единиц – краны RTG и STS, тягачи с полуприцепами, погрузчики, ричстакеры и тракмобили.

— А как оптимизируется сам процесс обработки?

— В этом нам очень помогает цифровизация. Это один из ключевых драйверов развития ВМТП. Цифровая трансформация затрагивает и внутренние процессы, и клиентские сервисы. Например, проект цифрового двойника порта помогает оптимизировать маршруты и перемещения. Все грузы вносятся в единую электронную систему еще до того, как судно подошло к причальной стенке.

Докеры работают с планшетами, подключенными к нашей онлайн-платформе, поэтому они сразу знают, какой контейнер в какое место нужно переместить, когда и как он будет отправлен дальше. Место хранения груза на территории определяется из Центра управления терминалом, где все перемещения отображаются в режиме реального времени, а подобрать оптимальное расположение и маршрут специалистам помогает система на базе искусственного интеллекта.

Программное обеспечение разработано нашими сотрудниками. По предварительным оценкам, с начала использования в 2022 г. оно позволило уменьшить время обработки контейнеров примерно на 10–15%.

— А клиентский сервис нужен для удобства?

— Для клиента наш онлайн-сервис работает в режиме «единого окна». Это не только удобно, но и помогает значительно ускорить оформление, передачу и приемку грузов. Он объединяет не только клиентов, агентов, экспедиторов, логистов, декларантов и перевозчиков, но и внешние службы: Федеральную таможенную службу, РЖД, Россельхознадзор и другие ведомства.

Это позволяет обмениваться электронными данными, чтобы получать необходимую для оформления информацию и взаимодействовать с различными службами. То есть клиент может провести контейнер от судна до железнодорожной или автомобильной платформы, не выходя из офиса. Такое бесшовное взаимодействие позволяет значительно сократить время на бюрократические формальности, а где-то и вовсе полностью уйти от «сбора бумажек».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ