2023-11-07T11:48:51+10:00 2023-11-07T11:48:51+10:00

Оксана Сима: «Если ты можешь быть хорошей мамой, женой, то сможешь быть и хорошим руководителем»

Фото: пресс-служба «Примтеркомбанка» |  «Если ты можешь быть хорошей мамой, женой, то сможешь быть и хорошим руководителем»
Фото: пресс-служба «Примтеркомбанка»

Банковская сфера отличается высокой конкурентностью, жесткими требованиями и постоянной нестабильностью. В этих непростых условиях стать руководителем и удержаться на долгие годы под силу не каждому мужчине. Председатель правления «Примтеркомбанка» Оксана Сима поделилась секретами успешного руководства в преддверии 35-летия банка.

– Более 15 из 35 лет работы банка вы являетесь руководителем банка, это не самый простой путь. Как женщине удалось занять такую высокую должность и успешно руководить?

– В любой сфере, особенно в такой конкурентной, как финансы, думаю, каждая женщина, занимающая высокую должность, подтвердит, что ради этого ей приходится много и качественно работать. Нужно постоянно учиться, совершенствовать себя, при этом не обращать внимания на чужую оценку. Есть хорошая фраза: «Ты такая, в какую веришь». Так вот – очень важно верить себе и в себя, быть честной с собой в первую очередь. Знать свои сильные и слабые стороны, находить смелость принимать решения и брать ответственность, что для женщины не всегда легко. Но также немаловажно научиться признавать свои ошибки и извлекать из этого уроки.

– За 35 лет многое изменилось в стране и в мире целом. Банк пережил развал СССР, дефолт 1998 г., мировой финансовый кризис 2008 г., пандемию, сейчас санкции. В чем секрет такой колоссальной стабильности и «долголетия»?

– Адаптивность и профессионализм команды банка. В банке есть определенный костяк людей, которые работают здесь не один десяток лет. Любой кризис, как бы это избито ни звучало в наше время, мы расцениваем как возможность сделать рывок вперед. Нужно видеть картинку широко, знать свое дело от и до, чтобы в какой-то момент вовремя нажать на тормоз, а где-то на газ, исходя из ситуации.

– Как банк преодолевал кризисы?

– Я считаю, что банковская сфера постоянно находится в состоянии кризиса. Вся жизнь банка – это кризис. Конкуренты, уволенные сотрудники, клиенты и даже партнеры в любой момент могут преподнести «сюрприз». Не потому, что банковская система неустойчива и в силу этого как-то особенно подвержена кризисам. Просто кризис – неизбежная составляющая нормального экономического процесса.

Именно кризис дает понять дальнейший вектор развития. И банк должен заранее, условно в «мирное время», создать кризисный штаб и проработать технологию управления кризисом. Основой этой технологии является описание возможных кризисных ситуаций, определение порядка действий руководства и сотрудников банка. Важно донести этот план до всех исполнителей, но ни в коем случае не полагаться на случай и в моменте не прятать голову в песок.

– Какой период из этих 35 лет был самым интересным и самым сложным?

– Лично для меня самым интересным и одновременно самым сложным периодом является тот, когда я только пришла на эту должность. Потому что я никогда не стремилась руководить и работала здесь главным бухгалтером, а это совершенно разные полномочия, обязанности и ответственность. Но у меня были хорошие наставники, которые помогли мне довольно мягко влиться в процесс и заложили фундамент на долгие годы.

Если говорить о банке, то невозможно выделить какой-то определенный период, так как экономическая среда постоянно изменяется и банк сталкивается с новыми вызовами, которые заставляют меняться и двигаться вперед. Когда мы боролись с пандемией, мы перестраивали весь процесс работы на удаленный формат, получили новый опыт. Сейчас, в период санкций, мы увидели себя с абсолютно иной стороны и подстраиваемся под имеющиеся условия заново. Я бы не стала выделять какой-то период как особенный, работа в банке интересна в любое время.

– За это время бывали ли моменты, когда лично вам казалось: ну вот сейчас точно все?.. Как с эти справлялись? Где находили ресурс идти дальше?

– Конечно, были, и не один раз. И я считаю это абсолютно нормальным. В такие моменты важно давать себе время для здоровой рефлексии, главное, не фокусироваться на текущей точке кризиса как на конечной. Я руководствуюсь принципом «Все в этой жизни проходит, и плохое всегда заканчивается», это мой неформальный девиз.

Ресурс я нахожу в семье, хобби, домашнем питомце и спорте. Ни один руководитель не сможет быть успешным, если у него слабые тылы, как бы там ни было, семья – это отражение нашего внутреннего состояния, мы же все в первую очередь мамы, папы, дети, друзья. Нельзя зацикливаться только на работе и оттеснять свой социум на второй план. Если ты можешь быть хорошей мамой, женой, другом, то ты сможешь быть и хорошим руководителем.

Помимо этого у меня очень много различных хобби и, разумеется, спорт каждый день. Это позволяет заряжаться энергией и быть в тонусе.

– Вы всегда подходите и подходили к своему делу с трезвой головой и холодным расчетом?

– Нет, далеко не всегда. Когда я только пришла на руководящую должность, мне было очень сложно. Приходилось фактически заново узнавать себя и стороны своей личности. Я очень эмоциональный человек, могу вспылить и где-то даже перегнуть палку. Мои сотрудники прекрасно это знают, относятся с пониманием, но и я всегда приношу извинения, если была не права. С годами появился холодный ум, расчет, умение держать себя в руках. Но я не стремлюсь быть идеальным руководителем, как писал Ицхак Адизис: «Идеальный руководитель – такое же мифическое существо, как и единорог».

– Если описывать ваш банк в трех словах, какие слова это будут?

– Надежность, экспертиза, доступность. Надежность – мы 35 лет на рынке, на нас всегда можно положиться. Экспертиза – мы готовы разобрать любой клиентский кейс, будь то штатная ситуация или нестандартное решение. И доступность заключается в том, что мы позиционируем себя как локальный банк, к нам можно прийти не только с проблемой, но и просто поговорить, и такое тоже бывает.

– Подготовил ли банк какие-то новые продукты к юбилею?

– Именно к юбилею банк не готовил никаких новых услуг. Мы уверены, что в современном динамичном мире необходимо постоянно находиться в поиске и внедрении новых продуктов, условий, услуг для наших клиентов.

Это ежедневная, естественная работа, которая не требует отдельного дня в календаре или привязки к какой-либо дате.

– Каким образом решается вопрос с осуществлением трансграничных платежей?

– На сегодняшний день, с учетом сложившейся ситуации и различных санкций, это является одной из самых востребованных наших услуг. Для нас огромное преимущество в том, что мы банк с китайским капиталом – 50% участия взяли на себя наши китайские партнеры. На данный момент осталось не так много валют, которые мы можем переводить – йены и юани. Но при этом колоссально вырос поток клиентов. Поэтому мы не стоим на месте, открываем новые счета для более быстрых переводов и ищем новые возможности даже в таких непростых, стесненных условиях.

– Возросла ли роль цифровых сервисов и инструментов?

– Конечно, мы все сейчас охвачены цифровыми технологиями и сервисами, привыкли за все платить онлайн, и это очень удобно. Мы считаем, что никакой искусственный интеллект не сможет заменить живого общения.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ