Игорь Рыбаков – совладелец и сооснователь компании «Технониколь», один из богатейших людей России (список Forbes, 84-я строчка). Филантроп, автор книг, актер кино, шоумен, певец и продюсер. Во Владивостоке предприниматель провел бизнес-форум имени себя, на полях которого дал эксклюзивное интервью деловому еженедельнику «Конкурент».
– Широкой аудитории вы стали известны как блогер. У вас 2,66 млн подписчиков на YouTube. Вам важно это количество?
– Мне важно, чтобы больше людей были счастливыми, реализовывались, жили в полноте. Если среди моих подписчиков такие есть, я этому очень рад.
– А как насчет хейта, с которым неизбежно сталкиваются все блогеры?
– Я же не блогер. Ну то есть блог – это не моя работа. Я выхожу в Сеть, чтобы донести смыслы, которые сделали меня успешным, чтобы дать людям возможность прикоснуться к моим практикам. Я не рассказываю чужие мысли, прочитав какие-то книги. Поэтому, когда хейтеры приходят и воспринимают меня как блогера, я понимаю, что это не по адресу. Мне первое время было не очень привычно, а потому не очень приятно. А потом я адаптировался и понял, что они не ко мне обращаются. Я однажды даже написал: «Дорогие мои! Какой-то хейт у вас неэффективный. Самые продвинутые хейтеры, напишите мне! Сделаем школу эффективного хейта!» И после этого количество хейтеров уменьшилось где-то в десять раз. Видимо, они поняли, что им до меня не достучаться, и оставили меня в покое.
– Интересное решение. Вы активно пишете в запрещенной ныне Instagram, которая принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ Meta…
– Запрещена… Но все туда ходят.
– YouTube тоже могут закрыть, как думаете?
– Да, такой риск есть.
– Куда перейдете тогда?
– Есть много площадок: «ВКонтакте», «Телеграм»… Они при закрытии YouTube, наверное, активнее бы развивались. Пока есть YouTube, он держит основной трафик. Даже если его закроют, он все равно с разными ухищрениями будет доступен. Даже в Китае, где YouTube закрыт официально, 10% китайцев его используют. В наш век информации я не вижу проблем, что какие-то площадки закроют, их много. Другое дело, что на YouTube достаточно эффективные механизмы финансирования блогеров. Так что, если его закрыть, блогинговая индустрия пострадает. Поэтому необходимо снабдить соответствующими инструментами «ВК», «Рутуб» или какие-то новые площадки.
Вообще-то, разнообразие площадок – это хорошо. Конечно, оно создает такую, не очень управляемую комбинацию. С другой стороны, в очень управляемых много пропаганды и нет альтернатив. Нужен какой-то разумный микс. Мне, конечно, не очень нравится радикализм некоторых деятелей, которые выкладывают явно провокационные, фейковые или пропагандистские вещи. Но лучше повышать грамотность населения по потреблению информационного контента в условиях разнообразия, чем зажимать свободу информации и потом столкнуться с тем, что у нас недееспособное население. Я за поиск каких-то новых подходов, нежели за сохранение мракобесия ограниченности.
– Сейчас так много тренингов личной эффективности, что они стали даже где-то вызывать отторжение у общества. Как вы сами относитесь к инфоцыганам?
– Я не знаю, почему этих рассказчиков называют цыганами. Цыгане, мне кажется, очень красивый и самобытный народ. А этих прохиндеев, которые пять книг прочитали и все время их пересказывают, мне кажется, лучше назвать клоунами. А если хочешь посмотреть на клоунов, сходи в цирк.
Основной их подход – выманивание денег. Приходишь, как правило, на бесплатный семинар, а потом тебе предлагают доплатить еще и еще… И ты попадаешь в петлю. Такой прием используют не очень честные инфобизники. Я не против инфобизнеса. Но следует понимать, во-первых, его ограничение и базовую неспособность сподобить людей жить по-другому. Это бесполезная трата времени. А во-вторых, вред, который приносит инфобиз. То, что у людей создается ложное впечатление о том, что без труда можно вытащить рыбку из пруда. И здесь уже опасно, потому что это травмирует людей. А им еще в конце этого а-ля тренинга говорят: «Вы ни на что не способны» (для того, чтобы они в суд не подали). В результате человек с психологической травмой, на которого повесили клише, что он ни на что не способен. И таких людей много. Они стали жертвами этой индустрии. Мне это, честно говоря, не очень нравится. Но, опять же, я не ратую за то, чтобы запретить инфобизнес. Потому что иначе мы с водой выплеснем ребенка. Я за то, чтобы мы повышали грамотность общества и способность пользоваться информацией.
– А как людям понять, кто честный, а кто нет?
– Ну, здесь ответ очень простой. Единственный способ получить доступ к иному качеству жизни – оказаться рядом с практиками. Нужно узнать, практик ли человек.
– Посмотреть его биографию и понять, чего он сам добился?
– Да. Если он практик, а его встречи с людьми – это не основная, а дополнительная деятельность, тогда смело идти и учиться у таких людей. Собственно, для этого я сюда, во Владивосток, на Дальний Восток, куда немногие приезжают, приехал с командой из ста лучших предпринимателей из России и со всего мира.
Я надеюсь, что после нашего форума будут сотни последователей и учеников, которые сами станут учителями. Эти сто предпринимателей, они здесь для чего? Для того чтобы создать здесь, во Владивостоке, отделения бизнес-сообщества «Эквиум», «Х10 Движения», «Сообщества PRO Женщин» и «Университета Детства». Эти четыре сообщества станут реальными бустерами для Владивостока и Приморья.
И мы здесь для того, чтобы запустить эти движения, придать им статус, значимость. Те, кто не попал на форум, добро пожаловать в эти сообщества! Я хочу, чтобы люди из Владивостока и Приморья нашли своих людей. Потому что, если ты нашел своих людей, в жизни все начинает улучшаться, дела идут на лад. А если нет, люди буквально мучаются, изводятся от одиночества.
– А вам лично что дают эти форумы, тренинги?
– Я не веду тренинги. Я предоставляю людям доступ к смыслам и практикам, которые сделали меня успешным. Форумы – это возможность собрать 500 человек, заинтересованных в доступе к качественной информации. Даже не столько к информации, сколько к людям.
– Нетворкинг?
– Да, нетворкинг, доступ к людям, которые все это прожили и применяют. Информация ведь не меняет людей. Меняет ролевая модель, когда ты видишь – вот человек, и он этим пользуется. И ты говоришь: я хочу так же. Окружи себя людьми, у которых получается что-либо, и у тебя начнет это получаться. Поэтому я становлюсь инициатором таких форумов, чтобы у большего количества людей был шанс использовать свое тело, ум и сердце по-другому.
Нам в школе предписали некий способ использования тела, ума и сердца. И не всегда этот способ подходит людям, несет хорошее внутреннее состояние. Но других способов они не знают. И вот для того, чтобы познакомиться с другими способами, следует посещать такие форумы, как мой. И тогда у человека открываются другие возможности. Собственно, я здесь для этого. Я называю это – мой вклад в общество. Для того чтобы больше людей прожили более счастливую жизнь, более наполненную.
И мне нравится, когда люди открывают для себя новый путь, приобретают друзей, партнеров, инвесторов, единомышленников. Мне нравится это состояние. Я проживаю в этот момент опыт Бога, опыт Творца. И всех, с кем это случилось, я тоже призываю стать такими творцами для других людей. Я получаю учеников, которые сами становятся учителями, и у них появляются свои ученики. И тогда происходит кумулятивный, виральный эффект, некое заражение таким способом жить, длить себя в других. Я уверен, что именно это улучшит нашу жизнь. И поэтому мы с заговорщиками своей миссией считаем к 2050 г. улучшить качество жизни миллиарда людей на планете Земля.
– Ого, миллиарда? Прям в точных цифрах? Как вы это измерите?
– Очень просто, это наши сподвижники. У нас сейчас по всему миру более 500 тыс. сподвижников. И математически можно посчитать, что к 2050 г. их будет более миллиарда. Они обретают друзей, партнеров, напарников. Их жизнь меняется. Они сами об этом говорят. Это наша миссия. Мы преисполнены. Мне кажется, после нас в этом мире останется очень много счастливых глаз.
– А политическую карьеру вы не планировали начать?
– Не планировал. Однажды, 15 лет назад, я примерял себя к политической карьере. Но быстро понял, что это не мой способ разговаривать с миром. Политика – это такая, предписывающая, директивная история. Поэтому политикой занимается мой партнер по «Технониколь» Сергей Колесников. Исключительно для того, чтобы защитить наш бизнес от посягательств. Я считаю, каждый предприниматель должен ответственно относиться к тому, чтобы формировать и политический ландшафт тоже.
– А вопросы образования он лоббирует? Одна из миссий вашего фонда – благоустройство образования в России. У нас в Приморье, например, в некоторых городах и поселках до сих пор школы, которым очень много лет, они разваливаются буквально. А ведь дети в этих условиях растут. Что с этим делать?
– Да, в России около 40 тыс. школ. Причем две трети из них – это малые школы в малых городах, деревнях. 40 тыс., вроде бы много. Но пусть другая цифра вас удивит: в России более 220 тыс. долларовых миллионеров. Так вот. Мой подход, который я сам практикую для своей родной школы № 56 города Магнитогорска и который практикуют мои ученики: если каждый бизнесмен станет патроном, попечителем школы, где он учился, то это значимо будет влиять и на материальное обеспечение, и на поддержку учителей и одаренных детей.
Этот подход показывает феноменальный эффект по улучшению среды, не только материальной. Это про добрые отношения друг с другом, когда школа перестает быть детохранилищем, а становится центром социума, где дети не просто учатся, а становятся будущими взрослыми. Дети и взрослые сообща могут решать любые вопросы – от лавочки в парке до… Могут собраться вместе и что-то существенно поменять в своем городе – стадион построить, или футбольное поле, или парк. Я знаю, что есть такой предприниматель здесь, во Владивостоке, который на свои деньги парк построил. Дмитрий…
– Алексеев?
– Да. Мой товарищ и духовный брат. И вот нас уже двое, значит, для многих людей во Владивостоке и Приморье мы станем вдохновляющими примерами. И завтра уже у вас не только Алексеев будет. Если мы видим, что так могут другие, то мы тоже можем! Дальше лишь вопрос мощности. Вопрос объединения нас вокруг этой идеи. Собственно, проведенный форум – это наш вклад в общество, чтобы оно стало добрее, цивилизованнее, чтобы качество жизни россиян выросло.
– Но ведь не все могут стать предпринимателями? Как вы считаете, так называемая коммерческая жилка – врожденная или ее можно в себе развить?
– То, что обычно называют коммерческой жилкой, – это предпринимательское мышление. Оно есть у каждого человека от рождения: пытливость, исследовательский, поисковый азарт. И если общество или семья не погубит это в детстве, не погасит, то оно будет проявляться по жизни. Когда мы ищем, как еще мы можем благоустроить свой дом, двор, город, страну, это предпринимательская деятельность. Резюмирую. Предпринимательское мышление – это врожденное свойство каждого ума. И нужно его лишь не погасить, активировать, и вы удивитесь, как удивительны будут проявления вашего тела, ума и сердца. И как будут расти ваши доходы и качество жизни.