2016-02-08T21:06:23+10:00 2016-02-08T21:06:23+10:00

Альберт Касумбеков: «Я верю в оте­чественный автопром»

Глава автопрокатного бизнеса о правом руле, мошенниках и спорте

Из личного архива героя публикации |  «Я верю в оте­чественный автопром»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Альберт Касумбеков, предприниматель, генеральный директор ООО «Альфа-Кар».
Родился в 1982 г. в республике Дагестан. Учился в Дагестанском государственном университете по специальности «юрист-правовед».
С 2001 г. по 2009 г. служил в Хасанском районе, в поселке Барабаш, потом карьере военного предпочел собственный бизнес.
В 2009 г. основал компанию «Альфа-Кар».

Эта компания начала работать как раз в тот момент, когда многие в стране сворачивали дела, а то и паковали чемоданы — в кризисном 2009-м. Сегодня Альберт Касумбеков шутит: возможно, именно поэтому «Альфа-Кар» так быстро вырос. 

— Альберт Абдулхакимович, вы решили открыть автопрокат, скажем, в не самое удачное время — все-таки в 2009-м Россия полноценно прочувствовала первые признаки мирового кризиса…

— Не согласен, что время было неудачным. Ведь Владивосток в этот момент готовился к саммиту АТЭС. На фоне достаточно активно развивающихся межрегиональных индустриальных бизнес-связей я понимал, что спрос на услуги автопроката будет расти. Да, в Приморье на тот момент сформировалась довольно емкая ниша в этой сфере, конкуренция зашкаливала. Тем не менее проект оказался востребован. И если сначала наш парк состоял из пяти машин, то сегодня он уже насчитывает более 100 автомобилей во Владивостоке. Кроме того, был спрос на поездки из Владивостока в Хабаровск либо в обратном направлении, так что нам даже приходилось организовывать автодоставку. Сегодня там у нас 25 автомобилей, включая новые модели Land Cruiser 200 или Land Cruiser Prado: машин такого класса в автопрокате Хабаровска практически больше ни у кого нет. Вообще, этот город сильно отличается от Владивостока, он более спокойный, провинциальный, и мы решили, что 25 машин вполне хватит.

Что касается клиентов, то раньше среди них было больше физических лиц, сегодня это в первую очередь юридические. Ведь за шесть лет компания заработала хорошую репутацию, мы регулярно участвуем в различных тендерах, аукционах, заключаем длительные контракты с бюджетными организациями.

«Ниша просто перегружена»

— Сколько должна стоить машина, чтобы иметь достойное качество и при этом быть выгодной для автопроката?

— Самые доступные — это модели экономкласса, такие как Toyota Vitz, Toyota Passo, Honda Fit, стоимостью от 1100 рублей в сутки аренды. Самые дорогие — Land Cruiser 200, Nissan Patrol — это «флагманы» нашего проката. Сколько времени нужно, чтобы окупились, например, «флагманы»? Очень много. На самом деле содержать их неликвидно, и они больше работают на имидж компании. Востребован же экономкласс.

— Целесообразно ли открывать автопрокат сегодня? Сколько, например, потребуется времени парку из пяти автомобилей, чтобы достичь рентабельности?

— С пятью машинами? До саммита это еще могло быть рентабельно, а сейчас даже с десятью машинами нет смысла открывать прокат, либо нужно знать, кому конкретно будешь их сдавать. Сегодня нужен парк в 30 автомобилей и хорошая раскрутка — в рекламу приходится вкладывать много. Во Владивостоке больше 100 автопрокатных фирм, из них где-то пять крупных компаний. Ниша просто перегружена. Мы держимся за счет ресурсов, которые нарабатывали годами, и, кстати, планируем перебираться западнее, потому что во Владивостоке не самые лучшие условия для автопрокатного бизнеса — здесь цены намного ниже, чем по России. Допустим, у нас аренда Land Cruiser Prado 2015 г. стоит 5 тыс. рублей в сутки, а в той же Москве дешевле 8 тыс. рублей такую машину не найдешь.

— Как кризис сказывается на вашем бизнесе?

— Благодаря длительным контрактам с юрлицами особо он не ощущается. Конечно, многим бюджетным организациям сократили финансирование, и если раньше они ездили на Land Cruiser 200, то сейчас на Toyota RAV4. Также развивается автотуризм. Зимой сложно делать прогнозы, но могу сказать, что прошлым летом в связи с наплывом туристов все автомобили были забронированы на три дня вперед.

«Не успевают «убиваться»

— Какие критерии отбора вы используете при покупке машин: «японцы» или «европейцы»? Левый или правый руль? Коробка или автомат?

— Дальний Восток отличается любовью к японским автомобилям. Содержать их ликвидно, они надежны и оптимальны в соотношении «цена — качество». Хотя я, работая в автопрокате, все равно отдаю предпочтение европейским моделям — они более комфортны, продуманы под водителя. «Японцев» у нас порядка 70% парка, что во Владивостоке, что в Хабаровске. Есть и корейские машины — тоже очень надежные и довольно-таки популярные, ведь основная масса наших клиентов с Запада и предпочитает левый руль. Процентное соотношение правого и левого руля — 60 к 40. На мой взгляд, кстати, левый руль намного удобнее по многим моментам, а правый хорош только для того, чтобы припарковаться и сразу выйти на обочину. Что касается коробки и автомата, то водители предпочитают автомат. Машины с «механикой» сложно сдавать в прокат.

— А как вы относитесь к оте­чественному автопрому?

— Вы знаете, я верю в оте­чественный автопром. Потому что часто бываю на западе страны, вижу, что люди на этих автомобилях наматывают по 300 тыс. километров. И мне хочется поддержать наших производителей. Так что скоро в «Альфа-Кар» появится «Лада-Веста», причем с автоматической коробкой передач.

— Что вы делаете, когда автомобиль порядком износился?

— У нас они практически не успевают «убиваться»: списание праворульных японских моделей происходит через два года эксплуатации. ТС с левым рулем мы покупаем у автодилеров. Новые машины эксплуатируются до истечения срока гарантии или пробега в 100–150 тыс. км, а потом также списываются.

— Как вы решаете проблемы со страховкой?

— Таких проблем со страховкой, как во Владивостоке, наверное, нет больше нигде. Местные страховые компании не имеют дела с автопрокатами в принципе — из-за случаев угона и мошенничества. Мы всегда предупреждаем клиентов, когда машина застрахована, а когда нет. Дорогие и леворульные модели в «Альфа-Кар» застрахованы, но не как прокатные ТС. В остальных случаях все моменты касательно ДТП и других непредвиденных ситуаций подробно оговариваются в договоре.

— С угонами приходится сталкиваться регулярно?

— Это не редкость. В начале июля прошлого года приехал клиент, взял машину, подделал «левый» договор купли-продажи, все переоформил и продал ее другому человеку. Был и другой случай: клиент взял у нас автомобиль стоимостью в районе 1,5 млн рублей, уехал и пропал. А когда машину нашли, выяснилось, что на ней ездит совсем другой гражданин. Причем он уверял, что является законным владельцем. Я показываю ему ПТС и объясняю, что автомобиль мой. Он тоже показывает ПТС, как потом оказалось, фальшивый. В итоге выяснилось, что тот молодой человек, мошенник, был должен этому гражданину 300 тыс. рублей, и когда на него надавили, сказал: «Денег нет, но есть машина — она стоит полтора миллиона, но я продам тебе ее за 800, а ты мне сверху еще 500 отдай». Предложение было принято. Таких мошенников очень много у нас в городе. Часто клиенты разбивают автомобили — в таких случаях приходится судиться.

«Спортом должен заниматься каждый мужчина»

— Альберт Абдулхакимович, насколько известно, вы любитель единоборств…

— Джамал Курбанов, руководитель центра единоборств «Гладиатор», — мой друг. Мы параллельно начинали и развивали бизнес, и я принимаю участие в его клубе. Мне это просто нравится, тем более что у «Гладиатора» хорошие достижения. В этом году мы все-таки уговорили тренера Расима Мирзоева открыть детскую секцию вольной борьбы, и «Альфа-Кар» будет помогать клубу в проведении различных мероприятий.

Спорт для меня — это часть жизни, так же как и автомобили, я вообще считаю, что благодаря ему многого добился. Он дает в первую очередь характер, силу духа и умение держать удар — качества, необходимые в бизнесе. Спортом должен заниматься каждый мужчина.

— А что еще, по-вашему, отличает настоящего мужчину?

— Я сам родом из Дагестана, и родители воспитали меня так, что надо быть порядочным человеком — не предавать и не обманывать. Я стараюсь соблюдать эти принципы, чтобы дети — а их у меня трое — гордились и уважали своего отца.

Вообще, самое важное в жизни — быть со своей семьей и друзьями. Без друзей я себя не представляю, именно поэтому никогда бы не уехал из Владивостока. Этот город нравится мне, я провел здесь всю сознательную часть жизни, здесь 10 лет отслужил в армии, и жена у меня из Владивостока. Мне нравится свобода, море, сопки — если плохо, можно поехать куда-нибудь, сесть на квадроцикл, покататься. В общем, обо всем забыть и устать так, что все проблемы уйдут в сторону, проснуться и почувствовать в себе новые силы.

— Вы отметили, что автомобили — это часть вашей жизни. А есть тот объект на колесах, о котором вы мечтаете?

— В детстве я мечтал об Alfa Romeo, и до сих пор она мне нравится. Будет возможность — куплю самую последнюю модель.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ