Борис Юрченко, директор холдинга «Альмега» (Хасанский район).
Родился в 1987 в г. Чирчик (Узбекистан, СССР).
Среднее образование получил в п. Славянка в частной школе. В 2009-м окончил ВГУЭС по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», с 2006 по 2015 г. прошел более 10 краткосрочных образовательных тренингов по различным областям.
С ранней юности был задействован в создании и развитии холдинга «Альмега».
Нынешнюю позицию занимает с 2007 г.
Женат.
Август для него это круглосуточный режим работы. Все потому, что Борис Юрченко развивает свой районного масштаба бизнес только в сезон.
— Хасанскому району повезло, — говорит Юрченко. — В летний период он является Меккой для туристов со всего Дальнего Востока. Как показывает практика, население района в этот период прирастает в 10 раз. А значит, и объем рынка. Большинство представителей торговли девять месяцев в году просто выживает, только ради того чтобы заработать в летний период.
— Есть ли у торговли в Хасанском районе своя специфика, кроме сезонности?
— Она обозначается в процессе ценообразования. Когда спрос на товары в несколько раз растет, большинство коммерсантов начинает необоснованно повышать цены. Говоря о специфике ведения бизнеса в районе, нельзя не остановиться на собственно самих представителях этого бизнеса. Преимущественно наши бизнесмены — это люди, не имеющие профессионального образования в области коммерции, а отсутствие базовых знаний в области маркетинга приводит к тому, что основной объем объектов торговли просто не соответствует ожиданиям приезжающих туристов. Хотя можно сказать, что в последнее время ситуация начала меняться, все-таки рынок диктует свои условия.
Есть и свои сложности. Например, повышенная нагрузка требует от всего менеджмента большего внимания к организации работы, возрастает текучесть кадров. Зная опыт предыдущих лет, подготовка к этому периоду начинается еще в марте-апреле, но все равно иногда бывают форс-мажоры, требующие оперативного вмешательства. Когда речь идет об августе месяце, то у меня, как у руководителя, и у всей команды начинается круглосуточный режим работы, и все прекрасно понимают, что если не сейчас зарабатывать, то следующий сезон придется ждать еще год.
Вообще, весь рынок муниципального района, где население и платежеспособность его в разы меньше, чем в том же Владивостоке, — это «пирог» с ограниченным объемом денежной массы, который делят между собой все представители розничной торговли. В этих условиях играет ключевую роль некий баланс количества торговых точек на территории: при открытии новых объектов торговли этот баланс нарушается, что рано или поздно приводит к банкротству тех, у кого ресурсов меньше. Но самая неблагоприятная ситуация — это когда крупным региональным и федеральным компаниям становится тесно в городах и они приходят в муниципальные районы, в этом случае они заходят на местный рынок с колоссальными ресурсами, ломая уже сформированные законы рынка, и не многие способны что-либо противопоставить им.
Что касается районной покупательской аудитории — в основном местное население при совершении покупок руководствуется ценой товара, предпочитая покупать более дешевые, но надежные бренды, нежели гнаться за маркой, переплачивая 20-30% сверху. Да, есть прослойка людей с достатком выше среднего, но их в основной массе не более 10%, и чаще всего они делают свои покупки, уезжая в города, так как там ассортимент шире.
— Считается, что бизнес на местном уровне формирует культуру потребления, воспитывает себе покупательскую аудиторию. Согласны?
— Полностью согласен. Помню, когда открывали магазин в п. Краскино, мы в течение первых шести месяцев держали очень узкий ассортимент бытовой техники, потому что все чаще слышали фразу: «А можно мне такую же стиральную машину, как моя соседка купила?» В дальнейшем, для того чтобы как–то стимулировать спрос, мы расширяли линейку брендов, вводили новые группы товаров. И, как показывала практика, тем самым формировали покупательский спрос. Например, несколько лет назад, как только появились первые мультиварки и наши продавцы начали демонстрировать покупателям возможности этих устройств, нам удалось только за первый месяц продать объем, в несколько раз превышающий объем продаж классических духовок и микроволновых печей. В сегменте хай-тек при формировании покупательского спроса также очень много зависело от нашего ассортимента и работы продавцов. Поняв, что эпоха кинескопных телевизоров ушла в прошлое, мы создали у потребителей мнение, что отныне телевизор должен быть только плоским и стоить не менее 10 тыс. рублей. В период развития ноутбуков уменьшали ассортимент персональных компьютеров, в то же самое время расширяя линейку LAPTOP.
Изменение ассортимента — это не единственный способ формирования спроса, так как население района не очень избаловано различным маркетинговым влиянием. Большинство проводимых рекламных акций имело широкий успех среди покупателей, а порой и сарафанное радио (которое очень эффективно на локальных территориях) приводило к пиковым продажам желаемых категорий товаров.
— Эксперты констатируют стагнацию районных рынков промтоваров в последние годы. Почему?
— Сказывается влияние городов. Все больше людей становятся мобильными, и если раньше приобрести товар за пределами района было проблематично, то сейчас сел на собственный автомобиль, поехал в любой гипермаркет и купил что захотел. Те проблемы, которые возникают с гарантийным и постгарантийным сервисом, людей чаще всего не беспокоят, пока они с ними не сталкиваются.
— Дыхание нынешнего экономического кризиса — как вы ощущаете его на себе?
— Кризис прежде всего сказывается на доступности кредитов для населения. Если раньше доля всех покупок в кредит составляла 22-26%, то сейчас эта цифра не превышает 8-10%. Финансовые структуры при выдаче потребительских кредитов перестраховываются и предпочитают вообще их не давать, даже тем, у кого хорошая кредитная история. Кроме этого, при большом количестве бюджетников в структуре покупателей Хасанского района сказались и меры по заморозке зарплат этой категории граждан.
— Каковыми вам видятся перспективы розничной торговли на районном уровне?
— Достаточно туманными. При большом интересе со стороны крупных региональных компаний тот небольшой «пирог», который и так сейчас рвется на части местными предпринимателями, со временем может быть полностью поглощен представителями бизнеса больших городов. А эти компании не оставляют деньги в районе — они получают прибыль и увозят ее из района, ухудшая и без того тяжелое положение местных предпринимателей. Ограничить доступ таких компаний практически невозможно: обладая тем ресурсом, который у них есть, они с легкостью могут возвести себе здание торгового центра и оттянуть на себя внушительную часть покупательской аудитории. Необходимо создавать что-то уникальное, как раз сейчас наш новый проект в сфере экотуризма и направлен на это.
— Большинство молодых и активных уезжает из районов края во Владивосток, а то и в Москву, Питер. Почему вы решили остаться в Славянке?
— Вообще-то я уже серьезно обдумываю перспективу переезда из Хасанского района в ближайшее время, и не потому, что не ценю свою малую родину, для которой, находясь на посту депутата местной думы, сделал и так немало. Хасанский район для меня был определенным этапом становления как руководителя и бизнесмена. Я получил базовые знания и навыки ведения бизнеса, но, как говорится, рано или поздно ты вырастаешь из маленького озера и тебе хочется покорять моря и океаны. Хотя, учитывая перспективы развития района, возможно, я смогу и здесь реализовать те проекты, которые позволят району приобрести новый статус — «океана».
Вообще же для саморазвития важен внутренний стержень, который обычно формируется с детства. Мой отец, в прошлом военный офицер, с детства приучал меня преодолевать любые трудности — я убежден, что именно эта закалка и продолжает двигать меня вперед, к новым достижениям.
— А за границу уехали бы жить и вести бизнес там?
— Я патриот и готов трудиться на благо родины. Если власть и бизнес объединят свои усилия, то совместно мы сможем вывести страну на лидирующие позиции в мире.
— Молодому предпринимателю легче создать свой бизнес с нуля или получить в руководство бизнес в наследство?
— В зависимости от тех целей, которые перед собой ставит каждый человек. Можно начать с нуля и посвятить свою жизнь тому, чтобы создать свое дело. А можно продолжить начатое своими родителями и вывести созданный ими бизнес на новую высоту. Все зависит от того, кем ты являешься. Если ты по натуре предприниматель, значит, ты будешь создавать. Если ты менеджер, значит, ты будешь управлять и развивать. Очень важен подход, в саморазвитии не должно быть остановок. Любой бизнес — это живой организм, если ты не будешь развиваться под стать своему бизнесу, то рано или поздно тебя ждет тупик.