Елена Кулинок, директор ГКУК «Приморская краевая детская библиотека».
Родилась в п. Пограничный Приморского края. Здесь же прошли ее детство и юность.
Окончила библиотечный факультет Хабаровского института культуры.
В 1976 г. начала работать в Приморской краевой детской библиотеке, именно здесь и прошла вся ее профессиональная деятельность.
Логика развития библиотечной сферы и представления о ее развитии значительно изменились за последние десятилетия. На смену умиротворенному просвещению пришла экзальтированная информатизация. Как в этой среде чувствуют себя библиотекари? Это знает Елена Кулинок.
- Елена Ивановна, оправдано ли связывать перспективы развития библиотечной сферы исключительно с эффективностью информационных технологий?
- Конечно, библиотека должна вписываться в контекст времени и не отказываться от использования виртуального пространства. Но каких-то конкретных соотношений между технической наполняемостью и книжным фондом нет. Читателю должны быть доступны хорошие книги в любом формате: как в традиционном, так и в электронном. Очень пагубно неграмотное и неперспективное мнение: если есть интернет, то зачем тогда библиотека? Так говорят только те, кто никогда не читал и никогда не посещал библиотеку.
- Как часто дети посещают библиотеку? Спрос вообще есть?
- Несмотря на расхожее мнение о кризисе чтения, дети продолжают читать. И это во многом заслуга родителей, близких людей, а также библиотекарей. К сожалению, в меньшей степени это относится к преподавателям. Наибольшую тревогу вызывает чтение учеников 5-6 классов. Раньше такого не было, мы, наоборот, считали этот возраст самым благодатным: читатели уже не маленькие дети, но и не взрослые, с ними можно реализовать разные проекты – они податливы и заинтересованы. Сейчас 5-6 классы недостаточно активны.
На это есть много причин. Одно из предположений – в этом виноват стресс, возникающий в период перехода из начальной школы к предметному обучению. Возможно, родители считают, что выполнили свою миссию, и если в начальной школе следили за тем, чтобы ребенок регулярно посещал библиотеку, то теперь предоставляют ему больше свободы. А ребенку проще взять материал в интернете, что он зачастую и делает.
- На ваш взгляд, школьная программа составлена правильно?
- Не совсем. Разрыв между книжным потоком и педагогами значительно больше, нежели библиотекарей с современной жизнью. У разных преподавателей собственные списки литературы для чтения. И порой в этот список педагоги включают такие книги, которые мы давно поставили на полку «ретро». Многие произведения в свое время были востребованы, а теперь ушли из жизни современного ребенка. Эти книги мы оставляем в одном или нескольких экземплярах, т.к. нам необходимо сохранить их для будущих читателей и исследователей.
К сожалению, ни у одного учителя за последнее время не возникла мысль накануне летних каникул прийти в библиотеку и поинтересоваться: «А есть ли у вас книги из моего списка литературы?». Неудовлетворенность запроса формирует у детей негативное отношение не только к библиотеке, но и к обучению в целом, и возможно, травмирует психологический настрой ребенка. Современная литература должна присутствовать в школьной программе. Другой вопрос – что в нее включить. Есть критика, которая оценивает литературу, есть рекомендации психологов, рейтинги, литературные премии и т.д. Но в этом нужно сориентироваться экспертам и подобрать наиболее значимые для чтения произведения.
- Плохая литература так же вредна и опасна, как дурная пища?
- А кто оценивает, плохая литература или хорошая? Например, библиографы скажут, что есть литература определенного периода, образы которого понятны и близки детям. Возможно, подобные книги могут быть не очень высокого качества, но дети их читают потому, что узнают в них себя. Задача библиотекарей – понять, что привлекает юного читателя, и перенаправить его интерес на более художественные произведения.
- Каким должен быть детский библиотекарь?
- Для ребенка очень важно, чтобы библиотекарь был добрым и внимательным. Необходимо создать ощущение, что он ждет только его, что читатель ему дорог и близок. Библиотекарь должен хорошо знать литературу, чтобы помочь ребенку выбрать интересную и увлекательную книгу. Т.е. его задача – найти каждому читателю свою книгу.
- Библиотека – рентабельный проект?
- Для библиотеки рентабельность существует только в одном выражении – если есть востребованность в ее работе. Если родители будут считать необходимыми ходить с детьми в библиотеку, читать с ними книги, тем самым библиотека будет участвовать в формировании ценностных ориентиров у молодого поколения, что впоследствии принесет моральные дивиденды, а возможно, и реальные.
- Довольны ли вы существующим финансированием?
- Финансирования не хватает, и это большая проблема. Существуют книги, которые у нас спрашивают читатели, но мы вынуждены им отказывать не потому, что нам эти произведения не нравятся, а потому, что мы просто не можем их купить. Есть возможность заказывать книги из Москвы, но для этого у нас должны быть приличные деньги, т.к. завязывать отношения со столицей ради одного комплекта за 20 тыс. рублей не имеет смысла. Проще в таком случае покупать литературу здесь. А вот что сюда приходит – это другой вопрос.
Книжные потоки у нас более ограничены, чем в центральной части России.
Цивилизованный рынок ориентируется на спрос коллективных потребителей, в т.ч. библиотек. Но продавцам, чтобы привезти энное количество книг одного автора, нужно быть уверенными, что библиотеки их точно купят. А мы не знаем, будет ли на комплектование фонда миллион или какие-то совершенно смешные деньги. В итоге получается, что для распространителей нет резона везти книги для коллективного потребителя. Поэтому и везут только то, что имеет коммерческий интерес. Из этой ситуации найти выход сложно даже краевым библиотекам, а что говорить о муниципальных?
- Можно ли сегодня сделать карьеру, продвинуться по социальной лестнице, организовать свой бизнес, заработать много денег, не читая вообще ничего?
- К сожалению, можно, и примеров тому огромное количество. Ведь оценка эффективности людей часто происходит не по качественным показателям деятельности, а по количественным результатам. Поэтому у нас есть неграмотные люди, которым неграмотность не мешает быть успешными.
- Выражение: «Библиотека продолжает жить» сейчас актуально?
- Библиотеки сегодня очень часто не живут, а выживают. Им нужны условия для того, чтобы нормально функционировать: достаточность денег для современного дизайна, технической оснащенности, покупки полнотекстовых библиотек, лицензионных программ и пр. Тем не менее библиотеки продолжают выполнять свою просветительскую, творческую и досуговую деятельность. Библиотека – это площадка для неформального общения, где дети имеют возможность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в лице библиотекарей. Благодаря чтению традиционной книги, ребенок учится воспринимать текст не только зрительно, но и тактильно. В печатной книге иллюстрации более яркие и понятные ребенку. Детские книги имеют самые разные формы: звуковые книги, книжки-раскладушки, книги-игрушки и пр. Многие книги построены по принципу игры, а игра – это наиболее близкий и понятный ребенку способ познания жизни.
- Может ли наступить такой момент, когда вы перестанете заниматься библиотекой? Что может стать этому причиной?
- Так получилось, что теперь я уже принципиально не могу изменить место работы и род деятельности. Если и можно было это сделать, то еще в 90-е годы, но тогда я не бросила библиотечное дело. Все в определенное время должны заканчивать свою трудовую деятельность, в т.ч. и я.