2012-04-04T12:49:14+11:00 2012-04-04T12:49:14+11:00

Евгений Овечкин: «Обязан оправдать доверие»

Спикер краевого парламента о новом созыве, открытости и правках в законах

Из личного архива героя публикации |  «Обязан оправдать доверие»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Евгений Овечкин, председатель Законодательного Собрания Приморского края.
Окончил ДВВИМУ, специальность «судовождение на морских путях».
С 90-х годов занимался бизнесом, руководил судоходной компанией S&T Group («Шиппинг энд Трейдинг Груп»). В 2004-2007 гг. работал вице-губернатором, в 2007-2011 гг. — председателем совета директоров ЗАО «Дальневосточная промышленно-строительная компания».
Доктор транспорта, кандидат экономических наук.

Обеспечить результативный законодательный процесс — главная задача сформированного в декабре 2011-го нового краевого парламента, считает его председатель Евгений Овечкин. Судя по первым месяцам работы, народным избранникам удается справляться с вызовом. 

— Евгений Александрович, исполнилось 100 дней деятельности ЗС ПК пятого созыва и пребывания вас в должности спикера. Что стало вашим личным достижением за это время?

— Я совершенно по-другому стал относиться к людям. Раньше на все смотрел с точки зрения бизнеса: ставил задачу и требовал ее выполнения. Сейчас как-то сам углубляюсь в проблематику, стараюсь понять потребности людей. Если хотите, нахожусь на другом уровне внутреннего состояния.

— Вас не беспокоит, что в ЗС пришло много новичков, которые не понимают думскую работу?

— Парламент обновился на 64%, и страху никакого нет. Жизненный опыт, который накопился у депутатов пятого созыва ЗС ПК, достаточно богатый. И, думаю, он им позволит трансформировать идеи в законы. Самое главное — нынешний созыв настроен на работу и никто не отсиживается. Это даже видно по высокой посещаемости.

— Возможно, потому, что заседания Думы транслируются в онлайн-режиме?

— Максимальная открытость — отличительная черта ЗС ПК пятого созыва, вы правы. Любой желающий пользователь сети интернет может в режиме реального времени видеть работу депутатов. Но мы решили на этом не останавливаться, и уже с апреля заседания комитетов тоже будут вестись в онлайн-режиме. В планах также ввести норму, по которой все социально значимые законы будут проходить активное обсуждение в интернете.

Кроме того, по понедельникам проводим совещания и приглашаем туда глав различных федеральных и краевых структур. Сделано это для того, чтобы, с одной стороны, депутаты лично познакомились со всеми структурами, работающими в крае. С другой — чтобы народные избранники из первых уст узнавали о ситуации в крае.

Закон — как живой организм

— Почему, на ваш взгляд, в России издается закон, а потом к нему в дополнение принимаются в неисчислимом количестве поправки?

— Я себе такой вопрос задавал еще на заре своей политической карьеры. И, кстати, однажды поинтересовался и у Александра Шохина (глава Российского союза промышленников и предпринимателей — прим. «К») по этому же поводу. Он тогда еще был депутатом Госдумы.

Ответ, как ни странно, банален.

Закон — он ведь как живой организм, предусмотреть в котором все ну просто невозможно. И жизнь не стоит на месте, и идеи новые со временем какие-то появляются. Кроме того, здесь еще и вопрос правоприменения.

К примеру, в Приморье приняли закон об обеспечении жильем детей-сирот. Стоимость квадратного метра прописали по нормативу (38 тыс. рублей), в то время как цены на рынке недвижимости во Владивостоке зашкаливают за 60 тыс. рублей. Возникла проблема, выйти из которой депутаты предложили строительством государственного жилья и последующей передачей детям-сиротам квартир в найм с перспективой выкупа. Другой пример: предоставление земли многодетным семьям. Никто ведь и подумать не мог, что если дети прописаны в разных квартирах, то это станет причиной отказа в предоставлении земельного участка. Депутаты собрали рабочую группу, изучили вопрос и внесли в закон поправку. Так что корректировки — это нормальное явление.

— Как бы вы оценили коэффициент полезного действия законотворческой деятельности ЗС ПК? Насколько нормативные акты эффективны?

— На данный момент об этом сложно судить, поскольку нынешний созыв парламента работает только 100 дней, а законов предыдущие депутатские созывы приняли огромное количество. Но сейчас в правовом управлении ЗС ПК создается отдел, задачей которого станет мониторинг краевых законов и выявление их эффективности. Это, во-первых, станет гарантией того, что кто-то будет отслеживать, как работают законы. А во-вторых, депутаты смогут более оперативно реагировать на проблемы, и если нужно — устранять законодательные шероховатости.

Поверить в собственные силы

— Недавно ЗС ПК выступило с инициативой объединить программы поддержки сельского хозяйства в один комплексный документ. Что это: логичное продолжение предыдущей аграрной политики или, как утверждают некоторые скептики, попытка «завуалировать» ее неудачи?

— И «Развитие сельхозпроизводства», и «Социальное развитие села» стали одними из самых успешных инструментов развития села за последние 10 лет. Важно уже то, что сельское хозяйство было признано приоритетом. Но жизнь не стоит на месте. При проведении рабочих встреч с сельхозпроизводителями выяснилось, что программы охватывали хотя и очень важные, но далеко не все проблемы села. Плюс сейчас на горизонте маячит ВТО. Поэтому вся политика по селу должна рассматриваться как долгосрочный и защищенный приоритет. Инициатором такого подхода выступил Евгений Зотов, председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию. Логично запланировать срок действия новой программы до 2025 года, но пока речь идет о 2016-м.

— И сколько средств понадобится на ее реализацию?

— На следующий год мы хотим выделить 2 млрд рублей.

— Считаете, окупится?

— Потенциал сельского хозяйства огромный, и потребители есть, ведь вокруг края живет 200 млн человек. Я имею в виду Китай (прежде всего провинцию Цзилинь), Корею, Японию. Например, Китай готов покупать в Приморье сою, рис, кукурузу. Но для этого надо продукт создать конкурентоспособный. А в крае используется только 56% пахотной земли, и не всегда эффективно. Между тем в Приморье нефти нет, есть порты и железная дорога. Но они уже перегружены, их дальнейшее развитие потребует огромных вложений. Сельское же хозяйство и денег меньше спросит, и потенциалом обладает колоссальным.

— Нам бы для начала самим избавиться от импортной зависимости.

— Конечно, на это новая программа и будет рассчитана. Политическая задача — создать предпосылки для роста деловой активности на селе, дать возможность поверить людям в собственные силы.

— Однако весь вопрос упрется в кадры!

— Чтобы решить эту проблему, надо сделать так, чтобы образ жизни на селе был не менее привлекательным, чем городской. На западе страны ведь развиваются агрохолдинги, и люди едут туда на работу. До Приморья тенденция только дошла. Вот в Спасске выстроен новый свинокомплекс, производство, аналогов которому в Приморье нет. И я знаю, что туда уже начали устраиваться на работу специалисты из других городов Приморского края. Жилье для молодых кадров — серьезный аргумент для того, чтобы молодежь выбирала работу и жизнь на селе. Дом — не только «жилплощадь» для профессионала, но и «гнездо» для создания семьи. Будут появляться такие производства, будут и кадры закрепляться на селе.

Заряжаешься энергией

— В какой сфере власти труднее: исполнительной или законодательной?

— В ЗС ПК тяжелее, ответственности больше. Население выбрало тебя, и ты обязан оправдать доверие людей.

— Вы поэтому так часто совершаете командировки в глубинки края? Ведь процесс можно контролировать и с помощью современных средств связи?

— Личный аспект внимания невозможно переоценить. Когда ты видишь все сам и руками это можешь пощупать, видишь глаза людей, ты не только узнаешь что-то новое, но и сам заряжаешься энергией, вооружаешься новыми аргументами и начинаешь по-новому чувствовать свою ответственность.

— Из успешного руководителя предприятия в вице-губернаторы, потом ПСД ЗАО «Дальневосточная промышленно-строительная компания» и снова во власть — в спикеры парламента. Довольно странные телодвижения, не считаете?

— Нет, не считаю. До того как меня назначили вице-губернатором, я десять лет занимался судоходным бизнесом. Там я достиг всего, все стратегические направления были выстроены, все крутилось само, я фактически уже не давал никаких поручений. Стало просто неинтересно. В это время Сергей Михайлович (Дарькин — прим. «К») пригласил меня в администрацию края, где круг задач был намного шире. За четыре года все эти задачи я выполнил и стал думать: что дальше? Возвращаться в судоходный бизнес как-то не хотелось. Поступило предложение от знакомых заняться инфраструктурным строительством.

Компания «Лизингстроймаш» к тому времени закончила строительство нефтепровода по проекту «Сахалин-2», а реализация объектов саммита АТЭС только-только зарождалась. Был создан «ДВ ПромСтрой», а вся техника передислоцирована с Сахалина. По техническим возможностям с компанией никто не смог конкурировать на тот момент. И ведь потенциал выплеснулся на практику. Мы третий водовод с насосными станциями во Владивостоке сдали на полгода раньше. Только представьте: в сутки варили 24 стыка, это порядка 300 м водовода. Кроме этого, реализовали еще ряд интересных проектов. Затем пошел в законодательную власть.

— Тенденция последних лет — активное стремление руководителей крупных компаний занять властные посты. Чем, по-вашему, это объясняется? Желанием отстаивать интересы собственного бизнеса? Или кадровым голодом во властных структурах?

— Думаю, у большинства цель, как и у меня, — применить свои знания в интересах страны или региона. Просто в бизнесе ты уже все знаешь и вообще делаешь для узкого круга людей. А здесь все масштабнее. К тому же как депутат может защитить свой бизнес, я не представляю.

— Например, лоббировать чьи-то интересы. К слову, вас самого называют человеком Сергея Дарькина.

— Вместе с Сергеем Михайловичем я учился в ДВВИМУ и отношусь к нему с большим уважением. Что касается лоббизма, не исключаю, что кто-то идет во власть ради реализаций корыстных целей, но не все же. Взять хотя бы пятый созыв ЗС ПК: депутаты искренне хотят помочь Приморскому краю реализовать свой потенциал и стараются для этого сделать все возможное. Парламент сейчас работает как единое целое, а возникновение каких-то споров — это обычные рабочие моменты. В конце концов, цель у всех одна: улучшить инвестиционный климат в крае, построить фундамент для развития новых производств и укрепить социальную инфраструктуру.

 

Егор БАТАЛОВ

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ