Шемилина Марина Анатольевна, председатель Общественного совета предпринимателей Приморья.
Место рождения: Читинская область.
Образование: Дальневосточный институт торговли, «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» (1981-1985).
Карьера: товаровед, начальник отдела Приморского краевого объединения «Рособувьторг» (1986-1996), собственный бизнес — розничная торговля (1996-2004), Член правления Лиги торговых предпринимателей Приморья (2001), председатель правления Лиги торговых предпринимателей Приморья (2002), председатель Общественного совета предпринимателей Приморья (2003).
Состав семьи: муж, старшая дочь, 5-летний сын.
Главное личное достоинство: целеустремленность.
Главный личный недостаток: излишняя мягкость.
Защита интересов общества во власти всегда была делом нелегким. Однако Марина Шемилина возглавляет две общественные организации предпринимателей Приморья и основной задачей для объединений выделяет именно продуктивный диалог с чиновниками. Параллельно с социальной деятельностью г-жа Шемилина занимается собственным бизнесом и является хранительницей домашнего очага. На вопрос, для чего женщине такая нагрузка, она отвечает: «Это делает жизнь яркой и интересной. Серое, безыдейное существование не для меня».
«Я никогда не прячусь...»
— Марина Анатольевна, собственный бизнес и руководство общественными организациями — довольно большая нагрузка для женщины. Не хочется спрятаться за мужскую спину? Не считаете, что подобную ответственность должен нести представитель сильной половины человечества?
— Сразу скажу, что в жизни никогда ни за кого не прячусь. А справится ли лучше с моими обязанностями мужчина... Есть одно верное высказывание: «Если хочешь знать, как это делать — спроси мужчину, а если хочешь, чтобы было сделано — попроси женщину». Все-таки я хочу, чтобы деятельность общественных организаций приносила результат, а не ограничивалась пространными рассуждениями. Хотя во многих случаях нельзя судить о способностях человека исходя из половой принадлежности. Главенствующую роль играет личность, склад характера. Например, я всегда возмущаюсь, когда слышу, что женщина за рулем менее профессиональна, чем представитель сильного пола. Я за рулем больше 10 лет, и поверьте, некоторым мужчинам-водителям не мешало бы пройти повторные курсы вождения.
— И все же, правы ли те, кто разделяет «женский» и «мужской» типы ведения бизнеса?
— Женщина в чем-то упорней, последовательней в достижении своих целей, чем мужчина. Природа наградила нас большей силой воли, способностью лучше переносить всевозможные тяготы и лишения. Наглядный пример — времена перестройки, когда многие семьи вынуждены были бороться за выживание. Часто мужчина «ломался», не выдерживал положения, когда не мог содержать семью. Для него это было оскорбительным, но сил найти выход не было. Некоторые находили спасение в алкоголе. Обратите внимание: большинство появившихся в то время челноков — женщины, среди которых были и обладательницы высшего образования. Они и вытягивали семью; играло роль женское чувство самосохранения, врожденная способность оберегать потомство. Наши методы ведения дел также отличны от мужских — более мягкие, гибкие и даже где-то хитрее.
— Что вас подвигло открыть свое дело?
— Мой бизнес — небольшой продуктовый магазин, так что работаю я по специальности. Начинала 8 лет назад, когда большинство государственных торговых предприятий рушилось, а идти под начало появившихся частных предпринимателей довольно опасно, бизнес их был достаточно зыбок. Я же была в том возрасте, когда самое время пробовать свои силы, и устою я на ногах или нет, зависело только от меня.
— Если женщина идет в бизнес, означает ли это, что дела семейные уходят на второй план?
— Для меня семья всегда на первом месте, как, думаю, и для большинства женщин. Правда, бизнесвумен постоянно испытывает недостаток времени, а следовательно, и чувство вины за то, что домашнему очагу уделяет меньше внимания. Я редко имею возможность провести с близкими столько времени, сколько хотелось бы.
«Предприниматели пассивны до безобразия...»
— Заниматься бизнесом всегда непросто, тем более в России. Зачем вы взяли на себя еще и груз общественной деятельности?
— Вначале я просто пришла в Лигу с целью защиты интересов своего дела, плюс стремилась получить дополнительные знания. Когда меня выбрали на пост председателя, согласилась. Во-первых, мне эта деятельность интересна, еще в школе была секретарем комсомольской организации. Конечно, можно было остаться просто членом Лиги, это проще и выгодней для семьи и для дела. Потом мне стало тесновато в рамках своего бизнеса, захотелось попробовать себя в новой роли.
— Какие качества необходимы лидеру?
— Лидер обязательно должен верить в правильность и перспективность того, к чему он призывает. Важны такие личностные качества, как целеустремленность, объективность. Большую роль играет личное обаяние, харизма. И, конечно, трудно воплотить общие планы без поддержки единомышленников.
— Далеко не все предприниматели сегодня активно защищают свои права. Не обидно, что большинство ваших подопечных пассивны?
— Очень обидно. Мы таких людей называем «безбилетниками». По статистике, только 10% предпринимателей объединяются в ассоциации, все остальные привыкли «выезжать на чужом горбу». Ведь теми преференциями, которых добиваются общественные организации, пользуются все. Приведу конкретный пример. Мы упорно боролись за введение коэффициента по вмененному налогу, защищая права членов Лиги. Между тем остальные не пользуются теми ставками, которые им предложила администрация края, а работают на основании нашего достижения. Подобных примеров очень много.
Предприниматели пассивны до безобразия. Многие возмущаются, мол, «все плохие, власть плохая, никто о нас не заботится». Сами-то они что сделали? Бизнесмены должны уметь себя защищать. А этому надо учиться.
— Каким образом можно повысить общественную активность предпринимателей?
— Здесь не обойтись без поддержки властей. Мы планируем предложить властьимущим ввести привилегии для предпринимателей, являющихся членами общественных ассоциаций. Власть заинтересована в развитии предпринимательских объединений, чтобы через них вести диалог с бизнес-средой. Мы озвучиваем не претензии частного предпринимателя, а общие тенденции и проблемы бизнеса в крае. Кроме того, мы всегда предлагаем конкретные пути решения, а не просто жалуемся на жизнь.
— Власти считаются с мнением общественных организаций?
— Одна из основных наших целей — наладить отношения с властью, ведь мы обречены на взаимодействие. Власти нужны наши налоги, а мы от нее требуем создания условий для нормальной работы. Обмен мнениями ведется, к диалогу мы, можно сказать, приступили. Прогресс налицо, иначе мы бы не могли похвастаться теми достижениями в области изменения законов, которые имеем сейчас.
— Значит ли это, что у общественных движений Приморья есть перспективы?
— Конечно. Если раньше Общественный совет предпринимателей края выступал в качестве пожарной машины, то сейчас работа ведется более планомерно. Представители Совета входят в рабочую группу Законодательного собрания края, для того чтобы участвовать в обсуждении и принятии законов. На данный момент уже поступило два документа из ЗС ПК для обсуждения.
«Давать взятки не в моем характере...»
— Мне известно, что разрешение на капитальное строительство своего магазина вы получали более трех лет. Наверняка есть методы, позволяющие быстрее договориться с чиновниками. Почему вы не воспользовались ими?
— Взяточничество не в моем характере, «давать на лапу» просто не умею. Честно скажу, один раз пыталась, но так ничего и не вышло. Многие предприниматели жалуются, что контролирующие органы вымогают с них деньги. Я ни разу не почувствовала, что от меня ждут взятку, наверное, они тоже чувствуют, что откажу. Кроме того, «аппетит приходит во время еды»: один раз пойдешь на поводу у вымогателей, по-другому они с вами работать не будут. Я всегда убеждаю своих предпринимателей, что исправить многие пустяковые нарушения для них выйдет дешевле, чем «купить» контролера.
— Еще с какими проблемами сталкивается сегодня розничная торговля?
— Розница — конечная точка соприкосновения товара с потребителем, так что все нарекания от покупателя получаем мы. Между тем 60% нарушений происходит не по вине розничных торговцев. Это и контрабандная продукция, и повышение цен... Все возмущения на этот счет выслушивают наши продавцы, вины которых абсолютно нет.
Еще одна проблема. На розницу приходится слишком много контролирующих органов, некоторые требования которых мы просто не в состоянии выполнить. Проверяю все: от состояния обоев до направлений движения воздуха. Из-за любой мелочи розничную точку могут закрыть.
«Дома стараюсь быть шелковой...»
— Вы привыкли руководить. На семейных отношениях это отражается?
— В доме хозяином должен быть мужчина, работа — другое дело. Домой я прихожу отдыхать, общаться с родными, заниматься домашними делами. Но ни в коем случае не командовать. По крайней мере, пытаюсь дома быть мягкой и шелковой.
— При такой занятости у вас получается прекрасно выглядеть. В чем секрет?
— Мне кажется, надо просто быть довольной жизнью. Если ты даже раскрасавица, но все время брюзжишь, ноешь — никто тобой восхищаться не станет. А если улыбаешься, любишь жизнь, свою работу, семью, окружающие будут заряжаться от твоего оптимизма и обаяния. Нельзя сказать, что в моей жизни все прекрасно, проблем хватает, особенно в бизнесе, но это не значит, что я должна говорить о них на каждом шагу. Нужно быть доброжелательной, нельзя злиться — это укорачивает жизнь.
— Эти же принципы вы прививаете своим детям?
— Не только эти. Уже в начальной школе у ребенка должно быть свое мнение, он должен знать, чего хочет в данный момент. Воспитывайте в себе силу воли, говорю я им, чтобы никто не смог увести вас с выбранного пути, навязать свою точку зрения. Кроме того, в жизни обязательно должна быть идея. На каждом этапе перед собой надо ставить какую-то цель. Если человек просто плывет по течению, это входит в привычку и жизнь становится безыдейной, серой. А она должна быть яркой.