Владимир Спиридонов, владелец охранного агентства «Ника» и строительной фирмы «ВладНика». Участник казачьего движения.
Родился в 1958 г. в Челябинске. Служил в армии в Киргизии.
Во Владивосток прибыл в 1980 г. Работал в ВБТРФ. Увлекался каратэ, потом боевыми искусствами в русском стиле.
Занимается бизнесом с 1997 г.
Land Cruiser с восьмиконечным крестом и крупной надписью «С нами Богъ!» на стекле давно будоражит воображение приморцев. За рулем машины обычно находится Владимир Спиридонов. Он старовер, или старообрядец. Эти загадочные люди сегодня, как и в прошлые столетия, живут обособленно, давая поводы рождаться мифам в обывательской среде.
— Владимир Георгиевич, вы из старообрядческой семьи?
— Семья, где я рос, была обычной советской. Школа, армия, спорт, работа — проходя все это, я был еще далек от веры.
— Что же вас подвигло на эту стезю?
— Чудо! В молодости о чем-либо серьезном я, как и многие мои сотоварищи, не задумывался. Но однажды, направляясь с друзьями на дискотеку, я испытал вдруг неведомую мне раньше потребность — помолиться. Представляете? В самую полночь мы проезжали мимо старого храма в поселке Угловое. Тогда он еще не был восстановлен, купола не имел. Я остановил машину, сказал спутникам своим, чтобы ехали дальше без меня. Постучал в церковные двери, открыла бабушка-сторож. «Чего?» — спрашивает. «Помолиться хочу». Она мне: «Ну, пошли, помолимся». Идет она так чуть впереди, вопрос задает: «А как пальчики-то держать будешь?». Я руку поднял, а у меня пальцы сами в двуперстие сложились. Бабушка повернулась ко мне, глянула, сказала: «Вот так и держи!». Подошли мы с ней под то место, где купол должен быть, а там — небо звездное видно. Молились, но я не знал тогда еще как надо, поэтому она все слова произносила.
Стал я по зову души приезжать в угловский храм. И на третий раз случилось чудесное. Как только поднял я руку с двуперстием, Дух Святой снизошел на меня: смотрю, вокруг ладони моей свет серебристый, а в душе — такое блаженство! Спрашиваю у бабушки, мол, что это. Она мне все разъяснила. Было это опять же ночью. На следующее утро я курить бросил. Товарищи мне предложили сигарету. Но я не взял и начал убеждать их, что курение — грех и непотребство. Откуда только слова тогда у меня взялись эти? В общем, они подумали, что я тронулся немного. А знаете, каким нехорошим человек я был до того, как уверовал?
— Не знаю, расскажите.
— Представьте бурные наши 90-е годы. Рэкет, шальные деньги, прожигание жизни. Даже с ворами в законе приходилось общаться. А та самая бабушка, с которой я молиться начал, познакомила меня со священником старообрядческим. Он покрестил меня и объяснил, что теперь в моей жизни нет места прежним пакостям: ругаться нельзя, обманывать нельзя, с женщиной моей венчаться надо, чтобы все — по Божьему закону. А главное, что донес до меня батюшка, — как молиться надо, почему двуперстием крестятся, какие книги надо читать и многое другое.
Как сказал святой Кирилл Иерусалимский, едва коснется Святой Дух — и будешь тем, кем не был. Кстати, в тот же день, когда снизошел на меня Святой Дух, отправился я играть в казино на Второй Речке, да и просадил все, что имел, — 700 тыс. рублей. Так Бог привел меня к вере совсем нищим. Был момент, что мы с любимой моей даже не знали, на что еду купить. Но уверовал я, постарался жить праведно, трудиться, как человеку подобает.
Прежние знакомые забыли меня со временем. Хотя в 1997-м получил я серьезное огнестрельное ранение. Случилось это так. Городская администрация выделила нашей старообрядческой общине два автобусных маршрута, чтобы мы денег заработали и церковь построили. Но кому-то было это поперек горла. В меня стреляли, забрали все документы по строительству. Слава Богу, поправился за полтора месяца. Теперь вот и бизнес мой, и офис этот, и многое другое — все имею с Божьей помощью. А как же? Бог не даст — сам не возьмешь.
— Что, по-вашему, главное в человеческой жизни?
— Вера. Ведь все плохое происходит от бездуховности. Надо при любом раскладе оставаться человеком. Семью иметь тоже обязательно.
— Сколько у вас детей?
— Пятеро. Первенец наш — Михаил, второй сын — Даниил. Назвали мы старших в честь архангелов. Третий — Никита, в честь Ники — победы добра над злом. А дочки наши — Марья и Дарья. Старообрядческие семьи всегда были многодетными — по 10-15, а то и больше детей. Но мне о большем числе отпрысков надо договариваться с супругой.
— Она не из староверов, значит?
— Мы с ней встретились еще «в прошлой жизни», то есть она с юности со мной. Но вместе прошли через все. Я много молился за нее, а она меня значительно поддержала, старую веру нашу приняла. Жили с ней во грехе, но священник нас повенчал. Венчание наше состоялось на сопке Орлиной у креста старообрядческого, который я сам и установил до того.
— Вы поддерживаете связь со своими единоверцами, со старообрядцами, живущими в таежных районах Приморья?
— Старообрядцы в Приморье друг друга знают и поддерживают. В Суходоле, возле Большого Камня, есть старообрядческий монастырь, во Врангеле община, в Уссурийске, во Владивостоке, где церковь наша, на ул. Махалина. Лет 15 лет назад мы добились, чтобы этот старый домик нам позволили переоборудовать в храм.
Слышали про Реутовых? Это семья древлеправославная, которая недавно из Южной Америки переселились в Красноармейский район. Приехали на родину предков за свои деньги, никто им не помогал. Хотели они хозяйство свое развивать и еще 10-15 староверческих семей привлечь в Приморье из Уругвая и Австралии. Но что-то районные власти с ними не очень любезно обошлись. Говорят, уехать могут скоро — в Сибирь или обратно в Америку.
— Ваша длинная борода случайно не провоцирует недоверие к вам у партнеров по бизнесу?
— Какое недоверие может быть, если они знают, что верующий человек никогда не обманет, так как помнит, что Бог видит все. Они мне верят, а я им. Чистота идет к чистоте. А над бородой, бывает, смеются: «Вова, ты бы сбрил бороду — моложе бы выглядел». Но в Евангелии завещано нам, всем христианам: «Не брейте бороды ваши, ибо это есть мерзость перед Богом». И как голое мужское лицо от женского отличить? Безбородому можно сразу косыночку повязывать — вылитая баба будет. У мужчины обязательно должна быть борода, а у женщины — коса.
— Надеюсь, вы противник телевизора?
— Каюсь, есть у меня большущий телевизор. Но ведь это всего лишь вещь, которую мы можем использовать не во вред, а во благо: посмотреть фильмы исторические, узнать, что в мире делается... про староверов передачу поглядеть!
— Стоит ли подавать милостыню на улице?
— Человек должен трудиться в поте лица своего. Но создал Господь нищих и убогих для спасения остальных. Им обязательно подавать надо. Конечно, если у тебя в кармане последняя копейка — оставь себе, Богу не надо, чтобы ты с голоду помер. А по возможности, конечно, подай нуждающимся. Когда душа чья-либо в мир иной отправится, то дела неправедные, сотворенные на Земле, не дадут ей в рай попасть, но милостыня, которую человек подавал, от ада спасет.
КТО ЭТО?
В середине XVII в. приверженцы старой православной веры (старообрядцы), несогласные с церковной реформой патриарха Никона и подвергнутые анафеме, целыми общинами ссылались или сами отправлялись в дальние края. Именно старообрядцы явились русскими пионерами освоения Дальнего Востока и старожилами Приморского края. При коммунистах в России они также подвергались репрессиям.
Свою веру называют древле-православием. В отличие от никониан староверы крестятся не тремя перстами, символизирующими Святую Троицу, а двумя, напоминающими о божеской и человеческой природе Христа, что, по их мнению, является важнейшими догматами апостольских правил.
35 лет назад анафема со старообрядцев была снята окончательно. Называть их некогда популярным в народе прозвищем «раскольники» теперь считается моветоном.