2005-03-22T15:30:00+10:00 2005-03-22T15:30:00+10:00

Эдуард Семенов: Ария «итальянского гостя»

Теноры XXI века |  Ария «итальянского гостя»
Теноры XXI века
АНКЕТА
Семенов Эдуард Анатольевич, 39 лет.
Родился в Артеме. Окончил энерготехникум (1984), Дальневосточную академию искусств (1994). С 1996 г. выступал на сценах Японии, Гонконга, Южной Кореи, Вьетнама, Филиппин, Израиля, последние семь лет — Италии. Участвовал в конкурсах им. Ланца, Карузо, Джордано, Марелле, «Наука и музыка».
Дважды дипломант международных конкурсов в России: им. Лемешева и Шаляпина. Среди прочих дуэтов пел с Катей Ричарелли, чей голос считается национальным достоянием Италии.
Женат, двое детей. Отдает предпочтение восточной кухне.
За 12 лет гастрольной жизни Эдуард Семенов объездил много стран. Его знает вся Европа, а на оперных сценах Италии он работает уже семь лет. Но, как ни парадоксально это звучит, а на Западе коренной приморец более популярен, чем в родных местах. Впервые за два года известный тенор выступит во Владивостоке.

— 25 марта ваш голос услышат в Доме офицеров флота. Билеты на концерт хорошо продаются?

— По моим наблюдениям, расходятся они несколько хуже, чем горячие пирожки (смеется). Конечно, своя публика у меня есть и здесь, но хочется, чтобы зал был полон.

— Сколько бы вам заплатили за аналогичное выступление в Италии?

— Раз в 20 больше.

— С чего началась ваша музыкальная карьера?

— Все началось уже в зрелом возрасте, когда за плечами было техническое образование. Окончив академию искусств по классу сольного пения, я некоторое время сотрудничал с краевой филармонией, театром «Классическая опера». После победы в конкурсе имени Энрико Карузо Ассоциация музыкальных программ «Музыка с нами» предложила сотрудничество, с тех пор и работаю в Италии.

— А насколько перспективен для оперного певца Владивосток?

— Он считается культурным центром, но пока — на провинциальном уровне. И карьера в этой области здесь будет бесперспективна до тех пор, пока город не разовьется не только в экономическом плане, но и в культурном. Есть куда развиваться: рядом Китай, Япония, Южная Корея, можно такие гастрольные туры организовывать... Азия сегодня — очень перспективное направление для экспорта классических искусств, и интерес к классике и оперной музыке там постоянно растет. Эти страны достигли высочайшего технического уровня. Они посылают своих студентов на обучение в консерватории Европы. В этом смысле мне обидно за Россию. Из нашей страны очень мало обучающихся, а ведь одаренных людей у нас не меньше.

— Как строится ваш рабочий график?

— Моя гастрольная жизнь начинается в середине лета. Ассоциация организует концертные туры, охватывающие более 40 городов Италии.

— Семья в это время с вами?

— Нет, к сожалению. У меня жесткий график. Приходится вести спартанский образ жизни. Рано вставать, много работать, быть в форме, несмотря на частые переезды. Сегодня север страны — завтра юг. Благо автобусы комфортабельные, двухэтажные. После выступления я сразу направляюсь к автобусу, закрываю шторы, надеваю наушники, включаю музыку и отключаюсь. Ничего больше. Иначе не выдержишь такой нагрузки. К тому же жена у меня музыкант, работает в Тихоокеанском симфоническом оркестре, у нее тоже выступления. Конечно, тяжело без семьи. Ведь турне длится минимум три с половиной месяца.

— Насколько выгодна подобная — сезонная — схема труда?

— Человеку из-за рубежа тяжело устроиться в Италии. Приходится платить очень большие налоги за то, что работаешь как иностранец. По различным статьям они могут достигать 40%. Меня устраивает, что периодичность моей работы за границей обеспечивает мне нормальную жизнь во Владивостоке.

— Прослушиваете ли вы свои концертные записи?

— Бывает, но только для того, чтобы увидеть со стороны, допустил ошибки или нет.

— Что вас вдохновляет на пение?

— У меня нет музы, но есть определенные цели, которые хочется достичь. Это и есть мой двигатель, стимул идти вперед. Ведь существуют высоты, характерные для данной профессии, которые еще не покорены. Оперный певец растет долго, только обучение в среднем занимает 9—12 лет. Между тем нужно не просто вырасти как мастеру. Необходимо в профессиональном плане понять и научиться многим вещам, о которых никогда не узнаешь в институте по книжкам. К их пониманию приходишь по мере накопления опыта. Я исполняю разноплановые материалы — оперные дуэты, классические арии, романсы... И чтобы научиться петь все это, нужно время. Обычно говорят, что певец созревает к 40-45 годам. Мне 39. Осталось чуть-чуть?..

Елена ЦОЙ «Конкурент»

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ