Николаев Александр Николаевич, директор автошколы «АНИК», 47 лет.
Место рождения: Владивосток.
Образование: Дальневосточный государственный технологический институт, специальность «бытовая радиотехника» (1985).
Карьера: телемастер в ателье (1975-1976), служба в армии (1976-78), электромеханик—старший электромеханик—главный инженер на железной дороге (1980-1992). С июня 1992 г. — глава автошколы «АНИК».
Состав семьи: женат, двое детей.
Главный личный недостаток: не способен быстро принимать решения.
Главное достоинство: не принимаю необдуманных решений.
Говорят, под Находкой есть учебное заведение «АНИК», которое Александр Николаев не открывал. Николаев — это директор одиозной автошколы. Той самой, которую уважают и костерят пешеходы и водители. Но — известный факт — если тебе подражают, значит, твоя торговая марка заслужила на рынке авторитет. О том, кто является авторитетом в бизнесе для г-на Николаева, почему он смеется при упоминании о канализационных люках, не пьет и не делает по утрам зарядку, корр. «К» выяснила из первых уст.
— Обычно «АНИК» вспоминают по двум причинам: когда нужны водительские права и в пробке, возникшей из-за столкновения машин и непрофессиональных действий их владельцев. Какая из двух ситуаций красноречивее?
— Мы занимаем определенную часть рынка, и понятно, что большинство новичков, а именно они чаще всего становятся виновниками ДТП, — наши клиенты. Понятно, что новичок не может ездить так, как профессионал.
Есть такой показатель — 10 тысяч километров. Не меньше нужно наездить водителю, обучаясь в любой школе, чтобы более-менее сносно научиться водить машину. Очевидно, что имя школы стало нарицательным и даже водителей порой называют «аниками» — вот, мол, «аники» ездят. Это лишний раз доказывает, что большинство сдавших на права — наши ученики. Я отношусь к этому ровно. Другое дело, что те, кто уже давно на дороге, забывают, что сами были новичками, и очень жестко относятся к тем, у кого автомобильная жизнь только начинается. Эта нетерпимость, недостаток культуры ранят острее.
— Культура вождения во Владивостоке, говорите? Явление мифическое...
— А что вы иронизируете? Приезжал к нам московский профессор Цыганков, известная фигура в вопросах подготовки водителей, посмотрел и сказал, что у нас ездят культурно. В столице, по его словам, более жесткие условия и больше проблем на дорогах, чем у нас.
— Какие чудеса случились с телемастером Николаевым, который превратился в преуспевающего бизнесмена?
— Чудес не бывает. У меня же случилась хорошая школа: формализация, централизация, плановость... Обязательным было выполнение каких-то действий, всевозможные «я сейчас не могу этого сделать, завтра» как аргумент не принимались. Хорошая закалка, которая позже помогла выжить в бизнесе.
— В принципе все, что связано с автомобилями, во Владивостоке обречено на долгую и сытую жизнь. Здесь вы не просчитались...
— Когда выбирал, к чему приложить руки и интеллект, немаловажно было получить совет профессионала. В этом мне помог отец, который долгое время занимался автомобильной подготовкой в Приморском учебном комбинате. Он хорошо разбирался во всем, что происходило в то время в автообразовании. Я получил все «за» и «против» из авторитетного источника и приступил к реализации задуманного.
— Существует ли недобросовестная конкуренция среди автошкол?
— Учебных организаций во Владивостоке достаточно. Очевидно, что именно конкуренты породили слухи об «АНИКе» как о школе, которая занимается только рекламой, при этом качеству подготовки уделяет гораздо меньше внимания. Усилиями «коллег» создавался и жив до сих пор неприглядный образ «АНИКа».
Со своей стороны мы не опускаемся до уровня общения «сам дурак». А между тем в 2001 году мы были включены в сотню лучших автошкол России, а в этом году получили диплом первой степени на всероссийском конкурсе.
— Готовы ли вы принять от конкурентов упреки в том, что пользовались связями в ГАИ для расширения бизнеса?
— Обычно так говорят те, кто пытается отвести подозрение от себя. Скорее всего как раз за ними и имеются грешки подобного характера.
Мы много лет на рынке, и я знаю всех руководителей ГАИ на каждом уровне, но просить о каком-то снисхождении никогда мысли не было. Ни к чему это. Я надеюсь, что и в этих структурах есть уважение к нашей школе, может статься, именно по этой самой причине: мы не просим «помощи». Конечно, если милиции самим требуется помочь, мы идем навстречу. Но не бартером — исключено.
— Думали ли вы над тем, что фирма, названная по инициалам основателя, должна пережить несколько поколений, или согласитесь с тем, чтобы ваш сын сменил название школы на другое?
— Называя школу так, я понимал, что это накладывает большую ответственность. С точки зрения бизнеса менять название было бы невыгодно, брэнд этот уже известен, зарегистрирован, сам по себе имеет ценность.
— Будь вы на посту мэра Владивостока, что бы предприняли, чтобы улучшить ситуацию на дорогах?
— Необходимо менять основополагающие вещи. Я предложил бы усовершенствовать программу подготовки водителей. Она уже побывала на столах первых лиц, которые помогут воплотить этот проект в жизнь. Программа строится на современных требованиях к водителю и отражает настоящие потребности рынка, предусматривает нынешние условия движения на дорогах. Возможно, таким образом и удастся повлиять на ситуацию.
— Когда вы впервые сели за руль?
— Не так давно. У меня уже была автошкола, а я — без водительского удостоверения. Пришлось экзамены сдавать экстерном.
— Ваш первый автомобиль?
— Микроавтобус Lite Ace. Очень удобен для выезда за город всей семьей, и мы частенько это проделываем.
— Многие люди вашего круга предпочитают рестораны, экстремальные виды отдыха с друзьями... У вас же довольно редкие предпочтения.
— Мне не очень комфортно в больших, шумных компаниях — такова уж моя натура. Лучше всего расслабляюсь в семейном кругу.
— Но от коньячка-то в компании друзей не откажетесь?
— В питии хороших напитков не вижу преступления, алкоголь действительно хорошо расслабляет. Но желание «остограммиться» испытываю редко. Главное ведь здесь — не навредить организму.
Считаю безответственным пить много. Занимаешься бизнесом — нужно иметь крепкое здоровье. К сожалению, это несовместимо — здоровье и достаток. Бизнесмены находятся в постоянном нервном напряжении, и неумение отдыхать приводит к срывам. Это от нежелания перейти от набора «водка плюс сауна» к менее вредным способам проведения свободного времени.
— Много ли вокруг вас единомышленников?
— Был один такой клуб, который открывал доктор Юдин. Как раз там и собирались люди с примерно одинаковыми взглядами на жизнь. Интересное общение с равными тебе личностями, можно говорить легко и открыто, не боясь происков конкурентов. Клуб уже закрылся, а мы встречаемся до сих пор.
— Каких же постулатов здорового образа жизни вы придерживаетесь?
— Они известны давно, ничего нового не скажу. Это определенная организация пищи, оздоравливающие мероприятия и физические нагрузки — три кита, на котором строится здоровье. Обязательный момент — чередование работы и отдыха.
— Вы всегда заботились о своем здоровье или высокая ответственность заставила?
— Приходил к этому постепенно. В самом начале трудовой деятельности попал в коллектив, где пили безобразно, с утра до вечера, путая отдых с работой. Настолько эта форма существования была неприглядна, что, и раньше употребляя мало алкоголя, у меня выработалось еще большее неприятие к подобному образу жизни. Что касается физических нагрузок, то еще в детстве я занимался тяжелой атлетикой.
— Каков личный рекорд?
— В 16 лет поднимал 90 килограммов. Сейчас этот вес мне уже не под силу, тренировки давно бросил. Про нехватку времени говорить не буду, потому что это отговорка. Есть другая причина: с точки зрения медицины, силовые нагрузки утром вредны, т.к. организм в рабочий режим должен входить постепенно. Отнимать энергию в начале дня, на мой взгляд, неразумно.
— А рацион? Неужели зеленый чай и овсянка?
— Мне знакомы лечебные свойства этих продуктов. Натура я увлекающаяся: какая-нибудь книжка с описанием методики попадет в руки — тут же экспериментирую на себе. До следующего пособия, а в нем — еще интереснее. Сейчас хватает ума не бросаться в крайности. Пришел к тому, что нужно просто слушать свой организм. Он подскажет, что ему необходимо в данный момент. Правило одно: не есть жирного, жареного, острого.
— От питания вернемся к личным предпочтениям в автомобилях. На чем ездите сейчас?
— Toyota Mark II 1995 года.
— Я ожидала что-то более внушительное.
— Не люблю большие машины. Быть как все — кататься на внедорожнике — не хочу. Плюс финансовая сторона не последняя для меня в этом вопросе. Я определил для себя некие потребительские рамки, выходить за которые не вижу смысла. Мне достаточно машины 95-го года: комфортная, крепкая, полноприводная. В моей личной иерархии потребностей автомобиль стоит даже не на третьем месте. Ради поддержки имиджа тоже не собираюсь менять авто. Имидж нужно поддерживать в деле, а не через внешние атрибуты.
— Самый ценный совет, который получили в жизни.
— Один из первых моих инструкторов дал мне хороший совет, который запомнился на всю мою автомобильную и неавтомобильную жизнь. Он не был педагогом, но применял известный прием — так называемый метод опорных сигналов. Уроки вождения проходили на дороге с множеством канализационных люков. Вижу, один из них закрыт. Думаю, к чему объезжать, так и поеду. А он брал руль в свои руки, выворачивал и при этом произносил фразу: «Саша, на фига нам эти люки?». До сих пор, когда вижу крышку люка, вспоминаю того инструктора. Его совет применяю в бизнесе. Если ты в чем-то не уверен, не нужно двигаться напрямик, найди возможность обойти препятствие, каким бы пустяковым оно ни казалось.
БЛИЦ
— Самое серьезное нарушение ПДД, которое вы совершили?
— Превышение скорости на 10-20 километров в час.
— Как бороться с таким явлением, как покупка водительских прав?
— Не предписывай, а просчитывай. Нужно создать такие условия, чтобы этого не было. Наказывать бесполезно.
— Говорят, и медведя можно научить кататься на велосипеде. Всякого человека можно научить водить автомобиль?
— Теоретически да. Практика показывает, что абсолютных мастеров и полных неумех все-таки мало.