Костюкевич Олег Михайлович, 39 лет.
Место рождения: Одесса.
Образование: Киевская академия противовоздушной обороны, специальность «военный радиоинженер».
Карьера: служба в Вооруженных силах 13 лет, в настоящее время офицер запаса. 1996-2002 г.г. — начальник отдела продаж в компании «Примтелефон». С 2002 г. — гендиректор компании «Телеком».
Состав семьи: жена, трое детей.
Заветное желание: видеть людей счастливыми, а свою страну — сильной и богатой.
Еще подростком наш герой, занимающий ныне должность генерального директора компании по продаже сотового оборудования, увидел мобильный телефон. Детскую душу пленил непонятный прибор из кинофильма. Сегодня г-н Костюкевич определенную часть рабочего дня проводит, разговаривая по мобильному телефону, считая его удобным инструментом для бизнеса. Тем не менее он не отрицает гениальности этого изобретения человечества, которое позволяет ковать ему собственное счастье.
Вспомнить прошлое
— Как вы считаете, военное прошлое — удачный плацдарм для начала собственного дела?
— Любое прошлое будет удачным, если оно работает на будущее. Я — потомственный военный. Мои родственники служили еще при царе, поэтому призвание защищать Родину лежало в душе с детства. Когда я жил в Германии, а мне в ту пору было 14-15 лет, в иностранном фильме увидел, как люди разговаривали по непонятным мне телефонам. Это была фантастика, но я верил, что когда-то это придет в Россию. Когда все то, ради чего я пришел в армию, потеряло смысл, наша огромная страна стала разваливаться, передо мной встал выбор, где приложить свои ум, желание и способности. Случайные встречи с людьми, например, с соседом в кресле самолета, следующего рейсом «Москва—Владивосток», подтолкнули меня к тому, чтобы попробовать себя в сотовом бизнесе.
— В чем вы нашли опору, позволившую вам, вчерашнему офицеру, адаптироваться в новых для себя условиях?
— У каждого человека позиция по отношению к делу, которым он занимается, должна быть честной. Если пекарь выпекает хлеб, то он должен делать это качественно. Защитник Отечества должен исполнять устав, а бизнесмен, продающий сотовые телефоны, должен делать это профессионально. Не более. Этого достаточно, чтобы внутреннее наполнение страны улучшилось.
— Однако, если человек что-то делает качественно, он хочет получить за это компенсацию. Многие ради этого уходят «на вольные хлеба» в бизнес.
— Есть духовная сторона получения прибыли. Мы все служим одному делу, и каждый должен заботиться о том, чтобы дело двигалось, росло. Но не стоит думать, что я альтруист. Это называется по-другому — забота о своем персонале. Мне очень важно, чтобы мои сотрудники отдавали себя работе и радовались вместе со мной результату, который мы приближаем вместе, чтобы каждый выполнял то, что ему положено.
Тактика бизнеса
— Бизнес не предполагает душевных отношений начальника и подчиненного. И в то же время понятие команды — одно из самых важных в общем деле. Как поступите: возьмете нового сотрудника, потому что он «лицом вышел», или проверите его «в бою» — дадите карт-бланш?
— С первого взгляда могу определить, человек светлый душой или нет. Может, он не имеет достаточных профессиональных навыков, но его духовные качества и жизненная позиция симпатизируют моим. Тогда мой выбор будет остановлен на его кандидатуре. Наша компания состоит из профессионалов и духовно чистых людей примерно в равных количествах.
— Оговариваете ли при приеме на работу возраст? Сотовая связь — удел молодых?
— Не зря «мобильный» стали применять как характеристику человека. Тот род войск, в котором я когда-то служил, очень мобилен. Ракетная установка приводится в боевую готовность за четыре минуты сорок пять секунд. Спустя этот отрезок времени мы должны были отражать нападение противника. Принцип действия мобильного телефона аналогичен — это постоянная готовность к решению вопросов и проблем в экстремальных условиях, на огромной скорости жизни. И сами люди, продавцы телефонов или пользователи — неважно, — динамичны, молоды, гибки, быстры в принятии решений. Даже если этому молодому человеку за 50. Я знаю многих людей пожилого возраста, которые по названным характеристикам могли бы заниматься сотовым бизнесом, но у них уже есть свое дело. И им, кстати, есть чему поучить двадцатилетних.
Возлюби Бога и поступай как хочешь
— Много разговоров о так называемой сотовой наркомании. Приверженцы натурального, «экологичного» образа жизни утверждают, что эта маленькая штучка уводит человечество от их природы, забирает часть души.
— Здесь я встану на сторону «натуралистов». Душу не заполнишь продуктами научно-технического прогресса. Все, что связано с ней — область веры и религии. Я сам верующий человек, и чищу свою душу от издержек цивилизации в храме Божьем. Здесь важно ответить на вопрос, зачем тебе нужен «мобильник». Для многих во Владивостоке он стал частью имиджа и атрибутом счастливой жизни. Я же не отношусь к трубке «серьезно»: это всего лишь инструмент, помогающий мне жить и работать. Я не вкладываю в него смысла больше, чем он того заслуживает, хотя отдаю должное тем людям, чьими умом и руками эта удивительная вещь создавалась.
— Как считает верующий коммерсант Костюкевич, может ли бизнес быть рентабельным и развиваться без ущерба для себя, при этом не противореча божьим заповедям?
— К примеру, я привожу только оригинальное и только «белое» сотовое оборудование. Как известно, построить бизнес без денежных средств очень сложно. Мои же поставщики — а это московские, петербургские, зарубежные компании — готовы дать товар под мое честное слово. Контракты я оплачиваю после того, как реализую очередную партию.
По такому же принципу мы строим отношения с нашими партнерами. Мы готовы рассрочить платежи, отдать оборот под реализацию.
Я твердо убежден в том, что развиваться в бизнесе можно только вместе. Если ты хочешь только заработать денег, у тебя ничего не получится. Нужно учитывать интересы партнеров, коллег, клиентов. При этом трудясь не ради собственного обогащения, а ради процветания края и страны. Тот бизнес, который не решает этих проблем, не имеет права на существование. У него нет будущего.
— За счет чего развивается ваша оптовая продажа сотового оборудования?
— В основном наш бизнес строится в Приморском крае, частично — в соседних регионах. С похожими компаниями у нас разнится подход к бизнесу. Если многим важно быстро обогатиться, подмять под себя рынок в данном сегменте, то мы ставим другие цели. Мы добиваемся того, чтобы проникновение сотовой связи на рынке Приморья было максимально и чтобы для каждого человека сотовая связь была доступна. Конечно, говорить о том, что мы даром раздаем телефоны, нельзя. Мы не получаем сверхприбыли, как, в общем-то, и весь сотовый бизнес.
Еще семь лет назад мобильный телефон «Дельта» стоил баснословных денег, и компания могла получить с продаж немалый доход — но это был бизнес по-русски. Сейчас время цивилизованных отношений, здоровой конкуренции. И, кстати, многие сегодня учитывают это: они получают определенную прибыль, но в то же время стараются быть доступными для клиентов.
— Если на рынок сотовой связи придут московские компании, отразится ли это на вашей компании?
— Думаю, сильно не отразится. Мы конкурентны, стоимость нашего оборудования уже сейчас такая же, как в столице. Наш прайс-лист одинаков с Москвой по многим позициям, некоторые даже дешевле.
— Каков ваш прогноз развития рынка сотовой связи? Придем ли мы к нормальному партнерству между операторами связи и дилерами, между операторами и оптовыми продавцами оборудования?
— На сегодняшний момент вести честную конкуренцию и партнерский бизнес ничто не мешает. Здесь большую роль играет внутренняя позиция каждого руководителя, торгового представителя, команды, которая строит свой бизнес.
«Мобильник» не должен тяготить карман
— Расскажите о своей первой трубке.
— Называлась «Макс», эдакая половина строительного кирпича по весу и размеру. Она больше напоминала радиостанцию. Это был 1995 год. За семь лет я сменил 18 моделей мобильных телефонов, но дорожил каждой трубкой. Это продукт рук человеческих — как хлеб или вино. Она как часть тебя.
— В каких случаях вы отключаете телефон?
— Практически никогда. Или ставлю на режим голосовой почты. Некоторые предпочитают иметь два телефона — для личных переговоров и для деловых, но это не по мне. Все, что я могу сказать по телефону, точно так же могу сказать человеку в лицо.
— Какие мысли посещают вас в пятницу после рабочего дня?
— К концу недели я обычный уставший руководитель. Вы хотели спросить, как я отношусь к спиртному? В пост не пью, в остальные дни — по настроению и состоянию души. Один мой знакомый спросил однажды компанию, в которой мы собрались вместе по случаю: «Как будем пить, как звери или как люди?» Все задумались, как это так. «Как люди», — говорят. Приятель отвечает: «Нет, лучше давайте, как звери. Звери пьют для утоления жажды, а человек зачастую не зная меры». Все должно быть в меру, ничего не должно тяготить.
БЛИЦ
— Ваша первая сделка.
— В детстве. Мой отец служил в Молдавии, куда приезжали румыны и болгары и за копеечки продавали детям жевательную резинку. Я купил на рубль.
— Что вы как мужчина больше всего цените в жизни?
— Любовь. Любовь к Богу, ближним, друзьям, Родине. Это великое и светлое чувство позволяет человеку жить.
— Ваши одесские корни как-то отражаются на вашем чувстве юмора?
— Пошутить и посмеяться не прочь. Кстати, с одесситом Олегом Филимоновым поддерживаю теплые, дружеские отношения.